pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 51


Имеются сведения, что Ломоносов в Спасских школах писал стихи и на латинском языке.

Среди преподавателей Славяно-греко-латинской академии было немало талантливых и хорошо подготовленных педагогов. Особого уважения заслуживает Карасий Постников, который в 1731 г. , т. е. в год поступления Ломоносова в академию, начал преподавать в младших классах латинский язык. Бывший ученик Спасских школ, он завершил свое образование во Франции. По возвращении в академию Постников отказался стать монахом и по существовавшим канонам не мог преподавать в старших классах. С большим интересом занимался Ломоносов риторикой у П. Иранского, ученика Феофана Прокоповича. Райский познакомил его с приемами ораторского искусства, с правилами составления проповедей и торжественных речей. Ораторское мастерство изучалось по лучшим сочинениям античных авторов: Демосфена, Цицерона, Тита Ливия, Тацита и др. Ломоносов принимал участие в риторических диспутах, на которых в присутствии учеников других школ Москвы произносились проповеди на русском славянском и латинском языках Увлеченный красноречием он переписал обширный курс риторики-246 страниц большого формата прочитанный П. Райским Этот курс содержал теоретические и практические сведения. Здесь сообщались цели и средства красноречия как избирать и развивать тему как разнообразить и украшать речь каким образом упражнять память и т д. Судя по дальнейшей работе ученого над своей Риторикой и Российской грамматикой он хорошо усвоил многие наставления Райского Например Записывай что вычитал достойного замечаний у ораторов историков и поэтов чем можешь воспользоваться в свое время и в моем месте 13.

Изучение пиитики и риторики в Славяно-греко-латинской академии способствовало развитию филологических и исторических интересов будущего ученого. Знания ораторского искусства, полученные в академии в годы обучения и освобожденные от схоластических и религиозных ухищрений, он положил в основу строго научной системы, которую изложил в Кратком руководстве к риторике на пользу любителей сладкоречия, написанном в 1744 г. Риторическая выучка, составлявшая основу школьного преподавания латинского языка была превосходно усвоена Ломоносовым и дошедший до нас образец его латинских речей стоит на уровне лучших произведений новолатинского красноречия 14.

У античных писателей и поэтов будущий естествоиспытатель учился не только поэзии и красноречию. Он находил у них оп

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика