Имеются
сведения, что
Ломоносов в Спасских школах писал стихи и на латинском языке.
Среди
преподавателей
Славяно-греко-латинской академии было немало талантливых и хорошо
подготовленных педагогов. Особого уважения заслуживает Карасий
Постников, который
в 1731 г. , т. е. в год поступления Ломоносова в академию, начал преподавать
в младших классах латинский язык. Бывший ученик Спасских школ, он завершил
свое образование во Франции. По возвращении в академию Постников отказался
стать монахом и по существовавшим канонам не мог преподавать в старших классах.
С большим интересом занимался Ломоносов риторикой у П. Иранского, ученика
Феофана Прокоповича. Райский познакомил его с приемами ораторского
искусства, с
правилами составления проповедей и торжественных речей. Ораторское мастерство
изучалось по лучшим сочинениям античных авторов: Демосфена, Цицерона, Тита
Ливия, Тацита и др. Ломоносов принимал участие в риторических диспутах, на
которых в присутствии
учеников других школ Москвы произносились
проповеди на русском славянском и латинском языках Увлеченный красноречием он
переписал обширный курс риторики-246 страниц большого формата прочитанный П.
Райским
Этот курс содержал теоретические и практические сведения. Здесь сообщались
цели и средства красноречия как избирать и развивать тему как разнообразить и
украшать речь каким образом упражнять память и т д. Судя по дальнейшей работе
ученого над своей Риторикой и Российской грамматикой он хорошо усвоил многие
наставления Райского Например Записывай что вычитал достойного замечаний у
ораторов
историков и поэтов чем можешь воспользоваться в свое время и в моем месте
13.
Изучение пиитики и риторики в
Славяно-греко-латинской академии
способствовало развитию филологических и исторических интересов будущего
ученого. Знания ораторского искусства, полученные в академии в годы обучения
и освобожденные от схоластических и религиозных ухищрений, он положил в основу
строго научной системы, которую изложил в Кратком руководстве к риторике на
пользу любителей сладкоречия, написанном в 1744 г. Риторическая
выучка, составлявшая
основу школьного преподавания латинского языка была превосходно усвоена
Ломоносовым и дошедший до нас образец его латинских речей стоит на уровне
лучших произведений новолатинского красноречия 14.
У античных
писателей и поэтов
будущий естествоиспытатель учился не только поэзии и красноречию. Он находил у
них оп