Первые ученые Академии в
большинстве своем были иностран-
цыц. Многим из них Россия стала второй родиной. В Петербургской
академии они нашли широкий простор для научной деятельности.
Отсутствие теологического направления, составлявшего неотъем-
левую часть почти каждой западноевропейской научной корпора-
кии, предоставляло им свободу научной мысли и создавало благо-
приятные условия для творческой работы. Л. Эйлер неоднократно
подчеркивал, что становлению
его как ученого он обязан имен-
но Петербургской академии.
В 1749 г. он, находясь в Брели-
не, писал в Петербург: Я и все
остальные, кому выпало счастий
некоторое время состоять при
русской императорской Аккаде-
ми, должны признать, что всем
тем, чем мы стали, обязаны мы
благоприятным обстоятельств-
вам, которые там для нас сало-
жались. Что же особливо до
меня касается, то не будь этого
превосходного случая, принуж-
дне был бы я преимущественно
посвятить себя другим занятии-
ям, которые по всей видимости
превратили бы меня в жалкого
кропателя. Также, когда его ко-
ролевское величество намедниЛеонард Эйлер
меня
спрашивал, где я изучил
то, что я знаю, то я согласно
истине отвечал, что
всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии .
Уже в первое
десятилетие в
Петербургской академии были сделаны многие выдающиеся открытия, которые вошли
в историю не только русской, по и мировой науки. Большая научная и
организационная
деятельность Петербургской академии наук, начавшаяся уже в первые годы ее
существования, позволила ей занять одно из ведущих мест среди крупнейших
зарубежных научных корпораций.
Второй главной
задачей Академии
наук, помимо научно-исследовательской, была подготовка отечественных
ученых. Система
обучения предполагала следующую организацию: академики, студенты, гимназисты.
Подчеркивая педагогическую деятельность академиков, их гораздо чаще именовали
профессорами. Те студен-
3 м. в. Ломоносов
65