России, он
включил физику, основания
химии, физическую географию, описание окаменелостей и
минералы, механику, гидравлику,
гидротехнику, плавильное искусство, маркшейдерское
искусство, рисование, иностранные
языки20. По мнению В. Драйзера, только овладев этими дисциплинами
студенты смогут стать серьезными учеными, а не простыми ремесленниками.
В середине мая
1736 г. Ганкель
подтвердил свою готовность принять русских студентов и обучать их
рационально, тщательно
и добросовестно, всеми способами и средствами теоретической и практической
металлургии. Однако он значительно увеличивал затраты на их содержание и
обучение. Это весьма осложняло дело, поскольку Сенат уже распорядился
отпустить Академии наук 1200 руб. И тогда руководство Академии решило отправить
Ломоносова и его товарищей в Марбург к Христиане Вольфу, чтобы там в
металлургии и прочих науках положить основание, а через два года послать их в
Германию Фрейбург, затем во Францию, Голландию и Англию, где имеются
наилучшие химические лаборатории.
Итак, Ломоносову вскоре
предстояло встретиться с Хр. Вольфом, который был хорошо известен в
образованных кругах русского общества как видный ученый в области
физико-математических наук и опытный педагог. Еще в начале 20-х годов XVIII в.
Вольф был приглашен Петром I, который почитал его как ученика великого
Лейбница, занять почетную должность в будущем научном центре России. Но по
ряду причин Вольф отказался от приглашения, однако взял на себя роль
посредника и консультанта по подбору ученых для Петербургской
академии21.
В год основания Академии Вольф был избран ее почетным членом и числился в ее
списках профессором математики, ему ежегодно выплачивалась академическая
пенсия. С 1724 г. Вольф состоял профессором Марбургского университета.
День отъезда
приближался. Ломоносов
и его товарищи уже получили паспорта, и каждому из них была вручена под
расписку инструкция за подписью президента Корфа. Ломоносов как русский
студент должен был во всех местах во время своего пребывания показывать
пристойные нравы и поступки, также и о продолжении своих наук наилучше
стараться, особенно усердно изучать все, что относится к химическим наукам и
горному делу, а также учиться и естественной
истории, физике, геометрии, тригонометрии,
механике, гидравлике и гидротехнике. Всем этим наукам учиться у тамошнего
советника правительства господина Вольфа и требовать от него при всех случаях
совета. Овладев теорией, он должен был уметь различать свойства гор