было найти как труды античных
авторов: Архимеда, Евклида и др. , так и сочинения ученых XVII-XVIII вв. :
И. Кеплера, Р. Декарта,
Р. Бойля, И. Ньютона.
Для
любознательного русского
студента, вероятно, большой интерес представлял и Математический словарь
Вольфа, предназначенный
для широкого круга читателей. Словарь давал возможность познакомиться со
многими сложнейшими теоретическими и прикладными вопросами математики того
времени. Вместе с тем наряду со статьями по математике, астрономии, механике,
статике и т. д. он содержал заметки и по военному делу, архитектуре и другим
отраслям знаний, где
использовались математические вычисления, так как целью Словаря было не только
объяснение научных терминов, но и стремление доказать пользу
математики13.
17371738
гг. Ломоносов
посвятил занятиям различными науками. Доказательством успехов русского
студента в изучении естествознания служит его первая студенческая работа по
физике О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения
предсуществующей
жидкости, направленная в Петербургскую академию наук. Ломоносов проявил в пей
большую самостоятельность: ссылаясь на труды Вольфа, он не пытался связать
рассматриваемую проблему ни с метафизикой, ни с системой своего учителя, а
стремился опереться на данные опытов.
Весной 1739 г. Ломоносов представил
в Петербургскую
академию еще одну работу Физическую диссертацию о различии смешанных
тел, состоящем
в сцеплении корпускул, в которой впервые рассматривал вопрос о строении
материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии. Будущий
профессор
химии уже в этой физической диссертации широко использовал химические данные из
сочинений Р. Бойля О происхождении качеств и Г. Бургове Элементы химии. В
1756
г. Ломоносов вспоминал, что уже первое знакомство с трудами
Бойля, состоявшееся
в 1738 г. в Марбурге, определило его дальнейшие научные
интересы14
Физические
воззрения Ломоносова,
понимание им материи и ее делимости расходились со взглядами его учителя
Вольфа, а позже они вообще оказались на диаметрально противоположных позициях.
Однако в течение многих лет русский ученый воздерживался от прямых выступлений
против своего учителя, к которому сохранил на всю жизнь большое уважение и
благодарность. В первые годы деятельности в Петербургской академии
наук, т. е.
в начале 40-х годов, Ломоносов писал: В деле столь глубоко скрытом и
непосредственно недоступном чувствам, я по