стараюсь двигаться самым
осмотрительным образом а проверял я, как на пробирном камне, по
правилу, предписанному
славным Вольфом в Элементах арифметики, т. е. заимствованному от деления
чисел; я не признаю никакого измышления и никакой гипотезы, какой бы
вероятной она ни казалась, без точных доказательств, подчиняясь
правилам, руководящим
рассуждениями. Сам Вольф писал о свободе философствования я ему многим обязан
15.
В 1754 г. , в год кончины Вольфа, в письме к Л. Эйлеру Ломоносов писал, что
не может вынести на суд ученого мира свою точку зрения о монадах, хотя твердо
уверен, что это мистическое учение должно быть до основания уничтожено моими
доказательствами, однако я боюсь омрачить старость мужу, благодеяния которого
по отношению ко мне я не могу забыть 16.
Изучение
естественных наук
Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он
познакомился с новейшей немецкой литературой, прочитал работы теоретика
немецкой поэзии 3040-х годов И. X. Готшеда и законспектировал несколько его
статей: Вклад в критическую историю немецкого языка, поэзии и
красноречия, Опыт
перевода Анакреона белыми стихами и др.
Любимым поэтом Ломоносова стал
И. X. Гюнтер. Стихи
этого немецкого поэта он ценил не только за их высокие художественные
достоинства, но особенно за их гражданское звучание, за отсутствие в них
религиозных тенденций. Многие стихотворения Гюнтера Ломоносов знал наизусть, а
в 1755 и 1758 гг. , составляя Проект регламента Московских
гимназий, рекомендовал
студентам читать стихи этого поэта 11.
В Марбурге
Ломоносов с большим
интересом продолжил свои занятия красноречием, основы которого он получил еще
в Славяно-греко-латинской академии. Он внимательно изучил труд И. X. Готшеда
Подробное руководство к красноречию, который был написан на основе сочинений
по риторике греческих и римских писателей, а также французских теоретиков
красноречия XVII в. Среди книг, приобретенных им в Марбурге, было немало по
ораторскому искусству: Избранные речи Цицерона, две книги Эразма Роттердамского
о составлении речей и совершенствовании стиля, сочинения
Овидия, Вергилия, Плиния,
Сенеки и др. Особенно ценил Ломоносов учебник по риторике французского
иезуита Николая Коссена О духовном и светском красноречии.
Ломоносов
занимался с
увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но
практической работой над стихотворными переводами. На исходе второго года
пребывания в Марбурге русский студент, следуя указаниям рука