pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 90


конкретных фактов, характеризовалось метафизическим пониманием природы, в частности химия и минералогия находились в плену средневековых представлений, схоластики и наивной эмпирии. В 1763 г. Ломоносов, опровергая античные рассуждения об окаменелостях как о якобы свидетельствах библейского потопа, отмечал, что приверженцем этого мнения являлся и Генкель39.

Вместе с тем Генкель-практик стремился вводить новые методы химического анализа. Так, не удовлетворяясь изучением минералов лишь по их внешним признакам, он пытался изучать природу их с помощью химических методов. Гордостью Ганкеля была его химическая лаборатория. В то время даже многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Ганкель использовал новое учреждение как для исследований, так и для учебных целей она служила производственной и экспериментальной базой. Вероятно, именно здесь Ломоносов оценил значение научно-экспериментальной базы для исследовательской работы. Вот почему по возвращении в Россию он упорно и настойчиво добивался постройки химической лаборатории при Академии наук.

Во время обучения во Фрейбурге будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного дела, познакомился с минералогией, познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим исследованиям. Недостатком преподавания Ганкеля являлось то, что он, сосредоточивая основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим ученикам самостоятельно размышлять над теоретическими проблемами. Позже Ломоносов писал: Когда в Саксонии на Фрейбергских заводах обучался я химии и рудному делу, неоднократно при осматривании рудников случалось приметить движение воздуха, которое в шахтах и штольнях в самую тихую погоду без принуждения воздушными машинами простиралось, от чего употребительные у рудокопов ночники и свечки погасали. Обстоятельств сего явления тогда заприметить не было удобно, для того что простиралось мое внимание больше к практике которая всегда была перед глазами 40 Любознательный студент стремился к универсальному познанию мира изучению явлений природы в их взаимной связи. Ганкель же пытался научить его только лабораторным приемам дать общие сведения о химической науке минералогии и металлургии Он нГподперживал в ученике энтузиазм исследователя ГГсТмостоятельноста

вал пвоигаотая подчас Упрямства Проносов Обидой сообщал о Генкелев Пупкаеышю- Кс я однажды пего приказаниютетеявлео

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика