конкретных фактов, характеризовалось
метафизическим пониманием природы, в частности химия и минералогия находились
в плену средневековых представлений, схоластики и наивной эмпирии. В 1763
г. Ломоносов,
опровергая античные рассуждения об окаменелостях как о якобы свидетельствах
библейского потопа, отмечал, что приверженцем этого мнения являлся и
Генкель39.
Вместе с тем
Генкель-практик
стремился вводить новые методы химического анализа. Так, не удовлетворяясь
изучением минералов лишь по их внешним признакам, он пытался изучать природу
их с помощью химических методов. Гордостью Ганкеля была его химическая
лаборатория. В то время даже многие высшие учебные заведения не имели
собственных
лабораторий. Ганкель использовал новое учреждение как для исследований, так и
для учебных целей она служила производственной и экспериментальной
базой. Вероятно,
именно здесь Ломоносов оценил значение научно-экспериментальной базы для
исследовательской работы. Вот почему по возвращении в Россию он упорно и
настойчиво
добивался постройки химической лаборатории при Академии наук.
Во время
обучения во Фрейбурге
будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного
дела, познакомился
с минералогией, познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим
исследованиям. Недостатком преподавания Ганкеля являлось то, что
он, сосредоточивая
основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим
ученикам самостоятельно размышлять над теоретическими проблемами. Позже
Ломоносов писал: Когда в Саксонии на Фрейбергских заводах обучался я химии и
рудному делу, неоднократно при осматривании рудников случалось приметить
движение воздуха, которое в шахтах и штольнях в самую тихую погоду без
принуждения воздушными машинами простиралось, от чего употребительные у
рудокопов ночники и свечки погасали. Обстоятельств сего явления тогда
заприметить не было удобно, для того что простиралось мое внимание больше к
практике которая всегда была перед глазами 40 Любознательный студент
стремился к универсальному познанию мира изучению явлений природы в их взаимной
связи. Ганкель же пытался научить его только лабораторным приемам дать общие
сведения о химической науке минералогии и металлургии Он нГподперживал в ученике
энтузиазм
исследователя ГГсТмостоятельноста
вал пвоигаотая подчас Упрямства
Проносов Обидой сообщал о Генкелев Пупкаеышю- Кс я однажды пего
приказаниютетеявлео