pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 93


событием, Ломоносов создает большое литературное произведение Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года. Ода была написана новым для русской поэзии тоническим стихом и явилась образцом практического применения новой силлабо-тонической системы стихосложения. С этой оды начался переход от тяжелого и не свойственного русскому языку силлабического размера к музыкальному тоническому, к созданию поэзии высокого художественного достоинства. В новой форме стиха фрейбергский студент умело объединил богатство идейного содержания, понимание конкретной исторической обстановки, зрелость политической мысли и свои патриотические чувства.

В годичном обзоре Взгляд на русскую литературу 1846 года В. Г. Белинский писал: В 1739 году двадцативосьмилетний Ломоносов Петр Великий русской литературы прислал из немецкой земли свою знаменитую Оду на взятие Хотина, с которой, по всей справедливости, должно считать начало русской литературы. . . Ода Ломоносова показалась всем первым стихотворным произведением на русском языке, которое было написано правильным размером. Влияние Ломоносова на русскую литературу было такое же точно, как влияние Петра Великого на Россию вообще 48.

Новой форме стиха Ломоносов посвятил научный трактат Письмо о правилах российского стихотворства, в котором изложил свою строгую и стройную реформу русского стихосложения. Признавая вслед за Тредиаковским, что стих должен строиться на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов, что правомочно введение понятия стопы как наименьшей ритмической единицы части стиха, Ломоносов смело отверг силлабический метр и каноны силлабического стихотворства. Искусственно перенесенные с Запада, они были чужды как традициям древнерусской поэзии, так и свойствам русского языка. Введя в оборот кроме двухсложной стопы и трехсложную признав одинаковые права за ямбом хореем анапестом и дактилем узаконив мужские и дактилические рифмы наравне с женскими и допустив возможность менять плану стиха в поепелах от двух до шести стоп российский студент Ломоносов определил тем самым основы классической системы русского стихосложения.

Стремясь придать своему труду официальный характер, Ломоносов направил его членам Российского собрания. К Письму о правилах российского стихотворства он приложил свое поэтическое произведение Оду на взятие Хотина, созданную в полном соответствии с его реформой стихосложения. Однако ответа на Письмо Ломоносов не получил, хотя в феврале 1740 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика