реи, члены
Академического
собрания писали в Сенат 15 декабря 1745 г. : Мы все обще усмотрели, что
Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей
весьма нужна, и профессор химии без оной надлежащий пользы приносить не может,
равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих к тому
инструментов .
Только в
середине 1746 г. последовал
указ Сената о постройке химической лаборатории при Академии наук. Но прошло
еще два года, когда по проекту, разработанному Ломоносовым на основе
тщательного изучения опыта иностранных и отечественных лабораторий, началось
возведение центра химических исследований.
3 августа 1748
г. подрядчик
Михаил Горбунов приступил к строительству лаборатории, которое велось по
чертежам и указаниям Ломоносова. В середине октября того же года ученый
сообщил в Канцелярию о завершении строительных работ и о необходимости ускорить
доставку оборудования для новой лаборатории.
Это было
невысокое кирпичное
здание с тремя комнатами общей площадью около 100 мг. Одна из
комнат одновременно служила для взвешивания материй и разведения их, для чтения
лекций студентам и являлась кабинетом профессора химии. Лаборатория находилась
на 2-й линии Васильевского острова рядом с домом, в котором жил Ломоносов со
своей семьей. В том, что лаборатория расположена неподалеку от дома профессора
химии, ученый видел непременное условие его успешной работы. Профессор химии,
писал Ломоносов в 1745 г. , должен жить поблизости от того места, где будут
проводиться химические операции. Так как последние часто длятся целые дни, то
необходимо, чтобы его дом был соединен с Химической лабораторией
Оборудованная
новейшими
приборами и снабженная необходимыми реактивами, Химическая лаборатория
благодаря стараниям Ломоносова стала важным исследовательским центром: здесь он
разработал новую методику для исследования образцов соли, анализа
руды, технологии
производства мозаики окрашенных стекол, смальт, изготовления красок, варки
оптического стекла и т. п. В Лаборатории Ломоносов проводил не только
химические
эксперименты для приращения натуральной науки в Российской империи. Он
использовал ее и как базу для теоретических и практических занятий студентов
Академии, которым он читал лекции по физике, химии и натуральной минералогии.
Помимо студентов в Химической лабооатооии получали навыки спепиа-листы-практики
из Академии и других ведомств Среди них были архитектурный ученик Петр Дружинин,
мастер Иван Ковнеров