Педагогическая деятельность
юркую страницу в
творческой
биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20
лет он посвятил этому нелегкому труду, начав его в 1742 г. вскоре после
получения звания адъюнкта. При этом он всегда руководствовался
задачами, поставленными
Петром I перед Академией наук: способствовать тому, чтобы не токмо слава сего
государства для размножения наук нынешнем временем распространилась, но и чрез
обучение и расположение оных польза в народе впредь была
В первое
десятилетие своей
деятельности Петербургская академия, несмотря на отсутствие четких
организационных форм гимназического и университетского образования, подготовила
около 40 человек, которые пополнили как саму Академию, так и другие
государственные
учреждения России.
Однако
неустойчивость
внутреннего и внешнего положения страны частая смена царей на русском престоле,
борьба господствующих группировок за власть, почти непрерывные войны-пагубно
сказывалась на положении Академии, и в частности на развитии ее педагогической
деятельности. Реакционное настроенное руководство препятствовало тому, чтобы
Петербургская академия стала центром подготовки научных национальных
кадров, видя
в этом угрозу для своего дальнейшего существования. Прав был Ломоносов, когда
писал, что Шумахеру было опасно происхождение в науках и произвождение в
профессоры природных россиян, от которых он уменьшения своей силы больше
опасался. Того ради учение и содержание российских студентов было в таком
небрежении по которому ясно оказывалось что не было у него намерения их
допустить
к совершенству учения 3. Некоторые ученые Петербургской академии
также заботясь о подготовке научных кадров неоднократно указывали на недостаток
учеников и требовали привлечения их из других главным образом духовных учебных
заведений России.
С приходом в
1741 г. в
Петербургскую академию Ломоносова состояние учебного дела стало заметно
улучшаться. С первых шагов он начал борьбу за широкое развитие педагогической
деятельности в стенах Академии, за подготовку национальных кадров.
Став
адъюнктом, Ломоносов
наряду с научными исследованиями предложил обучать русское юношество химической
теории