Первыми слушателями его лекции
были студенты
В. Климентьев, И. Барыковский, И. Федоровский, С. Шумовский.
В. Климентьев, прослушав курс лекций Ломоносова по химии, продолжил свою
работу в Химической лаборатории, где выполнил опытную часть диссертации по
физической химии. Деятельность ученика Ломоносова, оставившего заметный след
в истории отечественной химии XVIII в. , является важным свидетельством
плодотворного
творчества великого русского ученого.
Помимо
естественных наук, Ломоносов
давал наставления в стихотворстве и красноречии. Среди его учеников были Н. Н.
Поповский, А. И. Дубровский, А. А. Барсов, И. С. Барков и др. В
феврале 1753 г. ученый, сообщая руководству Канцелярии об успехах обучавшихся
у него студентов, писал: Николай Поповский задаванные ему от меня разные
материи стихами сочинял и переводил весьма изрядно и ныне имеет опыт своего
искусства в переводе стихами, который уже по соизволению Канцелярии Академии
наук к печатанию отдан 2 Н. Поповский прославился своим переводом
философской поэмы выдающегося английского поэта А. Попа Опыт о человеке.
Чтение лекций
приносило
Ломоносову большое удовлетворение. В одном из своих сочинений он отмечал, что,
преподавая наставления учащимся, с радости чувствуем являющиеся плоды трудов
наших 25.
В 1754
г. Ломоносов выступил
инициатором создания русского университета, первую причину подал к основанию
помянутого корпуса26. Пользуясь поддержкой известного русского
мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов предложил оригинальный проект
создания русского университета с учетом особенностей общественного строя России
и состояния научной мысли того времени. Защищая демократические основы
развития отечественной науки, ученый выдвинул требования, чтобы к обучению в
университете допускались представители податных сословий. Он предполагал
возможность поступления в университет и лиц крепостного состояния, которые
должны иметь увольнительное письмо от помещика. Естественно, что большего в
условиях крепостнической России середины XVIII в. требовать было навоз- I
К середине 50-х годов Гимназия
и Университет Академии наук только набирали силу. Однако Ломоносов, составляя
проект i основания Московского университета, сумел учесть опыт
деятельности этих учебных заведений, и в частности трудности, связанные с
набором студентов из лиц недворянского происхождения. Поэтому вместе с
созданием университета Ломоносов предусмот