pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 140


Первыми слушателями его лекции были студенты В. Климентьев, И. Барыковский, И. Федоровский, С. Шумовский. В. Климентьев, прослушав курс лекций Ломоносова по химии, продолжил свою работу в Химической лаборатории, где выполнил опытную часть диссертации по физической химии. Деятельность ученика Ломоносова, оставившего заметный след в истории отечественной химии XVIII в. , является важным свидетельством плодотворного творчества великого русского ученого.

Помимо естественных наук, Ломоносов давал наставления в стихотворстве и красноречии. Среди его учеников были Н. Н. Поповский, А. И. Дубровский, А. А. Барсов, И. С. Барков и др. В феврале 1753 г. ученый, сообщая руководству Канцелярии об успехах обучавшихся у него студентов, писал: Николай Поповский задаванные ему от меня разные материи стихами сочинял и переводил весьма изрядно и ныне имеет опыт своего искусства в переводе стихами, который уже по соизволению Канцелярии Академии наук к печатанию отдан 2 Н. Поповский прославился своим переводом философской поэмы выдающегося английского поэта А. Попа Опыт о человеке.

Чтение лекций приносило Ломоносову большое удовлетворение. В одном из своих сочинений он отмечал, что, преподавая наставления учащимся, с радости чувствуем являющиеся плоды трудов наших 25.

В 1754 г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, первую причину подал к основанию помянутого корпуса26. Пользуясь поддержкой известного русского мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов предложил оригинальный проект создания русского университета с учетом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени. Защищая демократические основы развития отечественной науки, ученый выдвинул требования, чтобы к обучению в университете допускались представители податных сословий. Он предполагал возможность поступления в университет и лиц крепостного состояния, которые должны иметь увольнительное письмо от помещика. Естественно, что большего в условиях крепостнической России середины XVIII в. требовать было навоз- I

К середине 50-х годов Гимназия и Университет Академии наук только набирали силу. Однако Ломоносов, составляя проект i основания Московского университета, сумел учесть опыт деятельности этих учебных заведений, и в частности трудности, связанные с набором студентов из лиц недворянского происхождения. Поэтому вместе с созданием университета Ломоносов предусмот

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика