рел. организацию
гимназии, считая,
что без нее Университет как пашня без семян27. При установлении
количества университетских кафедр, по мнению Ломоносова, следовало исходить
не из числа имеющихся кандидатов, способных заместить профессорские должности,
а из потребностей университета, с тем чтобы план Университета служил во все
будущие годы 28.
Глубоко продумал
он и систему обучения
в Московском университете. Так, Ломоносов предусматривал организацию трех
факультетов: философского, юридического и медицинского, что соответствовало
состоянию науки того времени. Демократический характер Ломоносовского проекта
ярко выразился в смелом отказе от включения в число факультетов
богословского, хотя
в университетах Западной Европы его существование было обязательным. Ломоносов
вообще требовал невмешательства церковных властей в преподавание и обсуждения
научных трудов профессоров университета, а также запрещения духовным лицам
вести в народе агитацию против науки не ругать наук в проповедях .
Проект Ломоносова предусматривал
создание
научно-экспериментальной базы преподавания:
лабораторий, кабинетов, анатомического
театра, библиотеки и т. д. По мысли ученого, основой подготовки научных
кадров в Московском университете должны стать широкое внедрение эксперимента в
учебный процесс и его связь с практикой. Он требовал гласности
преподавания, предусматривал
чтение публичных лекций профессорами университета для пропаганды научных знаний.
Большое значение
придавал
Ломоносов организации при университете типографии для публикации работ
профессоров п. других ученых.
Распространение
науки и
просвещения, привлечение в науку разночинных слоев- русского общества должны
были, согласно общественно-политическим воззрениям Ломоносова, привести к
экономическому и культурному прогрессу России, к улучшению положения народных
масс. Важную роль в осуществлении этой программы Ломоносов отводил Московскому
университету будущему центру передовой демократической мысли в России.
Первыми
профессорами
Московского университета стали молодые русские ученые Н. Н. Поповский, А. А.
Барсов, Ф. Я. Ярем-ский. Они окончили Академический университет и прошли
научную подготовку под руководством Ломоносова.
На официальном открытии
Московского университета, которое состоялось 26 апреля 5 мая 1755 г. , с
речами выступили Поповский и Барсов. Они пропагандировали Ломоносовскую
программу деятельности университета. Барсов отметил большое значение