Заветным желанием
Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского
университета.
Потребность
открытия в
Петербурге высшего учебного заведения, как полагал Ломоносов, диктовалась не
только наличием здесь Академии наук, но и другими благоприятными
обстоятельствами:
столица государства, многолюдный торговый центр, крупный морской порт и т. д.
На Петербургский
университет
как на источник научных кадров для Академии Ломоносов возлагал большие надежды.
По его определению, Петербургский университет, друг, более
того единокровный
брат Академии наук, который составляет с нею едина плоть и будет заодно с нею
трудиться на пользу отечества 38.
Ломоносов
разработал структуру
и систему управления Петербургского университета. Он расширил программу
университетского образования, ввел новые предметы: химию, ботанику, анатомию,
восточные языки и др. Вместо существовавших в Академическом университете
классов он предложил ввести по примеру западноевропейских высших школ деление на
факультеты.
Необходимым
условием успешной
деятельности Университета Ломоносов считал автономное его правление во главе с
проректором, который ежегодно избирается из числа профессоров. Он
полагал, что
полезным для университета будет совмещение академиками научной и
преподавательской работы. Это, по его мнению, улучшит научную подготовку
студенческой молодежи, уменьшит расходы, а профессора смогут с лучшей стороны
показать Отечеству свое рвение за.
Ломоносов считал
необходимым
провести торжественную инаугурацию, т. е. празднество, посвященное
официальному открытию Петербургского университета. В список адресатов, которых
он считал необходимым уведомить о предстоящем событии, были включены издатели
знаменитой французской Энциклопедии, Парижская и Шведская академии
наук, Мадридский
и Эдинбургский университеты, Лондонское королевское общество и другие учебные
и научные учреждения Европы.
В 1760
г. Ломоносов, готовясь
к открытию Петербургского университета, составил публичное выступление, в
котором показал значение науки для развития страны и наметил грандиозный план
использования отечественных ученых. Вступив в полемику с академическими
чиновниками, упрекавшими его в наборе большого числа студентов университета он
перечислил огромные государственные задачи, для решения которых требовались
специалисты различных профессий. Это и освоение неисчерпаемых