богатств Сибири, и изучение
Северного морского пути, и развитие горного дела, и строительство фабрик, и
совершенствование земледелия, и расширение внутренней и внешней торговли, и
забота о безопасности страны и т. д.
Однако все усилия
Ломоносова
создать новое учебное заведение в стране оказались тщетными. Императрица
Елизавета, а позднее Екатерина II не спешили осуществить смелые планы ученого.
Только в 1819 г. , через 54 года после смерти Ломоносова, состоялось
открытие Петербургского университета.
Несмотря на то
что Ломоносову
не удалось воплотить в жизнь свои обширные планы, связанные с подготовкой
отечественных ученых, он осуществил значительную организационную перестройку
Гимназии и Университета Академии. Регулярно читались лекции, заметно
увеличилось количество русских преподавателей, было улучшено материальное
положение учащихся и усовершенствован учебный процесс. Ярким свидетельством
высокого уровня преподавания в Академическом университете являлся тот факт, что
студенты Московского университета направлялись в Петербург для
усовершенствования в науках. Ломоносов имел все основания в 1761 г. заявить:
Порученные
мне единственно департаменты Университет и Гимназия, не взирая на великие
соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке .
Педагогическая и
просветительская деятельность Ломоносова уже при его жизни стала приносить
плоды. Его надежды на появление русских национальных кадров ученых начали
оправдываться. Из Академического университета, руководимого
Ломоносовым, вышли
многие отечественные ученые, которые, оказали глубокое влияние на
экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Ведущее положение в
науке и культуре заняли такие воспитанники ученого, как
С. К. Котельников, С.
Я. Шумовский, А. П. Протасов, П. Б. Иноходцев, И. И. Лепехин, В. Ф.
Зуев и многие другие.
Ценой больших
усилий удалось
Ломоносову заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного
образования и те патриотические традиции, которые определили весь дальнейший
прогресс науки в России.
Идея
непрерывности начального, среднего
и высшего образования, выдвинутая Ломоносовым, способствовала тому, что в
конце XVIII в. высшее правительственное учреждение страны-Сенат признало
создание гимназии и начальных училищ за весьма полезное обществу. Но только в
начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования от
начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабе всей страны.