нарочито. . . Учить его
приказано от меня латинскому языку, арифметике, чисто и хорошенько писать и
танцевать. . . Поверь, сестрица, что я об нем стараюсь, как должен добрый
дядя и отец крестный. Также и хозяйка моя и дочь его любят и всем довольствуют.
Я не сомневаюсь, что он через учение счастлив будет. Однако пророчества
М. В.
Ломоносова не оправдались. В научной судьбе М. Е. Головина нашли яркое
выражение социально-политические противоречия, cv-гцествовавшие в
крепостнической России.
В первые годы учебы в Ика-
девической гимназии Миша
Головин весьма преуспел, и по
отзыву академиков-экзаменато-
ров был одним из лучших уча-
инков, проявив способности
к научной деятельности. Вскоре
он стал студентом и совершен-
Памятник М
В Ломоносову ствовал свои знания в области
поставленный в 1791 г. математики у Л. Эйлера, а фи-
ал
Курострове II. И. Челищевым
зеки у Л, Ю.
Крафта. В 1775 г.
по рекомендации Эйлера и других
ученых Головин был представлен
к званию адъюнкта42. Но так как талантливый студент и вся его семья
состояли в подушной подати, то по существовавшим канонам он не мог занять
должность адъюнкта. Потребовалось специальное разрешение руководства Академии,
чтобы студент Головин, имеющий редкие способности, в 1776 г. стал адъюнктом
Петербургской академии43. Продолжая Ломоносовские традиции, Головин
занимался исследовательской работой, выполнял научные переводы трудов Эйлера и
других ученых большое внимание уделял просветительской деятельности. В Академии
пи читав публичные лекции и составлял
весьма популяр-ньте в то время годичные календари
В Учительской семинарии основанной в Петербурге в 1783 г, он вел большую
недагогиче