взглядов на природу, открыли
пути развития новой науки, способной удовлетворять непосредственные запросы
практики.
Характеризуя
философский
материализм XVII-XVIII вв. как передовое, прогрессивное учение, Ф. Энгельс
отмечал сравнительно отсталый характер естествознания того времени, все еще
глубоко увязшего в теологии, рассматривающего мир как нечто
неизменное, окаменелое,
созданное единовременным актом бога-творца. Нужно признать величайшей
заслугой тогдашней философии, писал Энгельс, что, несмотря на ограниченность
современных ей естественнонаучных знаний, она не сбилась с толку, что она. . .
настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное
оправдание этого естествознанию буду щегол. Приведенные слова Энгельса в
полной мере относятся и к Ломоносову. Выдающийся русский ученый искал и
находил объяснение законов природы исследуя ее процессы и явления сопоставляя и
синтезируя выводы философского теоретического мышления с опытными данными
современного ему естествознания. Материалистическое понимание природы и ее
закономерностей глубокая уверенность в том что любое явление любой процесс
совершающиеся в природе имеют свои естественные материальные предпосылки было
исходным началом и основой всего научного творчества Ломоносова.
Всей своей
научной
деятельностью М. В. Ломоносов развивал и защищал материалистическое
мировоззрение. Он многое сделал в разработке важнейших проблем
материалистической философии. Среди них назовем проблемы материального
единства мира, законов его развития, познаваемости природы, единства материи
и движения и др. Теоретической основой философских и естественнонаучных
представлений Ломоносова является общий принцип сохранения, относящийся и к
материи и к движению. Этот принцип русский ученый впервые сформулировал в
качестве всеобщего закона природы.
В основе всех
работ Ломоносова
в области физики, химии и других отраслей естествознания лежат идеи
атомизма. Его
атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и
всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества атомов. Эти
элементарные частицы материи положены Ломоносовым в основу полной системы
природы. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном
движении материи и ее субмикроскопических образований.
Принцип
материального единства
Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир
растений и животных. Все тела, существующие в природе, он делил на три