pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 186


большие группы, отличные по своим свойствам друг от друга, но подчиняющиеся общим закономерностям, созданным самой природой. Все тела, которые натура производит, разделяются на три рода, писал Ломоносов. Первый заключает в себе всех животных, то есть людей, скотов, зверей, птиц, рыб и гадов. Второй составляют произрастающие тела, как дерева, травы и прочая. В третьем включаются минералы, то есть горные материи, а именно: металлы, полуметаллы, горючие минералы, загустелые минеральные соки, минеральные воды, земли и камни . Эти слова русского ученого не только обобщают его идею о материалистичности мира, единства всех неорганических тел и живых существ его составляющих, но прежде всего утверждают, что все многообразие тел природы производится ею самой, без влияния какого-либо божественного воздействия. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова, утверждал Ломоносов. Эту мысль он пояснял в другой своей работе отстаивая незыблемый принцип материального единства мира. Природа вещей, писал ученый, будучи везде подобна себе особенно стойко соблюдает этот закон в однородных телах. Так, вода в Америке и в Европе одна и та же, одно и то же золото, один и тот же воздух

Рассматривая материальное единство мира, Ломоносов пришел к выводу о наличии взаимосвязи между органической и неорганической природой. Он утверждал, что настало время взглянуть во все три владычества многообразные натуры, дабы хотя вкратце показать, коль велико есть сходство в сложении животных, произрастающих и минеральных вещей с сею системою. В своих работах русский ученый вплотную подошел к идее происхождения органического мира из неорганических веществ. Однако понадобилось еще целое столетие в развитии естествознания для доказательства этой мысли.

Творчески развивая принципы материализма, Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Еще в эпоху античности в теории познания существовали два основных направления: материализм и идеализм. Для идеалистов предмет познания составлял мир идей, для философов-материалистов Древней Греции объектом познания была природа. Европейскими философами XVIIXVIII вв. было многое сделано в развитии теории познания которая заняла центральное место в построении философских систем. Однако борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями продолжала обостряться.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика