большие группы, отличные по
своим свойствам друг от друга, но подчиняющиеся общим
закономерностям, созданным
самой природой. Все тела, которые натура производит, разделяются на три рода,
писал Ломоносов. Первый заключает в себе всех животных, то есть
людей, скотов,
зверей, птиц, рыб и гадов. Второй составляют произрастающие тела, как
дерева, травы и прочая. В третьем включаются минералы, то есть горные
материи, а именно: металлы, полуметаллы, горючие минералы, загустелые
минеральные
соки, минеральные воды, земли и камни . Эти слова русского ученого не только
обобщают его идею о материалистичности мира, единства всех неорганических тел
и живых существ его составляющих, но прежде всего утверждают, что все
многообразие
тел природы производится ею самой, без влияния какого-либо божественного
воздействия. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова, утверждал
Ломоносов. Эту мысль он пояснял в другой своей работе отстаивая незыблемый
принцип материального единства мира. Природа вещей, писал ученый, будучи везде
подобна себе особенно стойко соблюдает этот закон в однородных
телах. Так, вода
в Америке и в Европе одна и та же, одно и то же золото, один и тот же
воздух
Рассматривая
материальное
единство мира, Ломоносов пришел к выводу о наличии взаимосвязи между
органической и неорганической природой. Он утверждал, что настало время
взглянуть
во все три владычества многообразные натуры, дабы хотя вкратце показать, коль
велико есть сходство в сложении животных, произрастающих и минеральных вещей с
сею системою. В своих работах русский ученый вплотную подошел к идее
происхождения
органического мира из неорганических веществ. Однако понадобилось еще целое
столетие в развитии естествознания для доказательства этой мысли.
Творчески
развивая принципы
материализма, Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории
познания важнейшей
области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и
явлениям в природе. Еще в эпоху античности в теории познания существовали два
основных направления: материализм и идеализм. Для идеалистов предмет познания
составлял мир идей, для философов-материалистов Древней Греции объектом
познания была природа. Европейскими философами XVIIXVIII вв. было многое
сделано в развитии теории познания которая заняла центральное место в
построении философских систем. Однако борьба
между материалистическим и идеалистическим направлениями продолжала обостряться.