В своих научных
трудах
Ломоносов неизменно утверждал единство и взаимосвязь между органическим и
неорганическим миром. Этим вопросам посвящена в значительной части его работа О
слоях земных, которую сам автор назвал вторым прибавлением к классическому
труду Первые основания металлургии, или рудных дел. Рассматривая
происхождение плодородной почвы, ученый, например, совершенно справедливо
утверждал, что чернозем не первообразная и не первозданная материя, но
произошел от согнития животных и растущих тел со временем . Взаимодействием
различных процессов природы он объяснял происхождение каменного
угля, металлических
руд нефти и других материалов. Десятками примеров ученый доказывал, что в
основе жизни лежит обмен веществ. Откуда ж новый сок сосны собирается и
умножает их возраст писал он. о том не будет спрашивать кто знает, что
многочисленные иглы нечувствительными скважинками почерпают в себя с воздуха
жирную влагу которая тончайшими жилками по всему растению расходится и
разделяется, обращаясь в его пищу и тело.
Во времена Ломоносова биологические
знания
были развиты слабо. До создания эволюционной теории происхождения и развития
живой природы оставалось целое столетие. Однако великий русский ученый, правда
в самой общей форме, излагал эволюционные идеи развития живых организмов в
зависимости от климата и других условий их существования, вызывая этим
неизменную
ярость большинства современных ему естествоиспытателей, утверждавших
неизменность живых организмов.
Ломоносов ясно
видел, что
новое в науке и жизни рождается в борьбе со старым, в обстановке непримиримых
противоречий. Настойчивые попытки великого мыслителя раздвинуть узкие рамки
метафизического взгляда на мир, писал Г. С. Валецкий, обогатить естественные
науки и философию идеями диалектики одна из отличительных и оригинальных черт
его мировоззрения 26.
Ломоносов
решительно выступал
против религиозно-идеалистических взглядов на мир. Он хорошо знал труды
выдающихся ученых эпохи Возрождения, сыгравших огромную роль в развитии
философской мысли в Европе. Средневековой схоластике они противопоставили
новое мировоззрение, основанное на познании реального мира. Выдающиеся
мыслители того времени-Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др. нанесли
первый серьезный удар по религиозным догмам. Они заложили
основы новой картины мира, управляемого не сверхъестественной, божественной
силой, а объективными законами самой природы.