В эпоху Возрождения наука все
больше выходила из-под опеки церкви. Ее развитие все теснее связывалось с
потребностями практики: мореплавания, строительного дела, медицины и
др. Великое
открытие, обусловившее революционный переворот в науке, было сделано
Н. Коперником
в середине XVI в. Его гелиоцентрическая система подорвала основы религиозного
взгляда на мир. С того времени, писал Ф. Энгельс, начинает свое
летосчисление
освобождение естествознания от теологии27. Гелиоцентрическая система
была в то время передним краем борьбы науки и религии.
Русский ученый
активно
пропагандировал, поддерживал и развивал взгляды Коперника и его последователей.
Он высоко ценил вклад гениального польского ученого в развитие материализма в
естествознании: Коперник возобновил, наконец, солнечную систему, коя имя его
ныне носит, показал преславное употребление ее в астрономии, которое после
Кеплер, Нектон и другие великие математики и астрономы довели до такой
точности,
какую ныне видим в предсказании небесных явлений, чего по земностоятельной
системе отнюдь достигнуть невозможно 28.
Пропагандируя
систему Коперника
и материалистическую идею множественности миров, Ломоносов подкреплял их
выводами
из своих наблюдений. Он популяризовал также работы других
авторов, рассказывающих
о системе Коперника. Несмотря на решительное запрещение Синода, Ломоносов
взял на себя ответственность за выпуск на русском языке второго издания книги
французского ученого Б. де Фонтенеля Беседы о множественности мороз, первое
издание
которой было уничтожено церковниками.
Ломоносов
неутомимо боролся за
отделение науки от религии, за разграничение сферы их действия. Обладая
огромной светской властью и влиянием, духовенство непрерывно вторгалось в
область науки, активно выступая против того, что противоречило
религии. Ломоносов
неоднократно заявлял о том ущербе, который наносят церковники развитию
науки. Нездраворас-судителен
математик, писал Ломоносов, ежели он хочет божескую волю вымерять
циркулем. Таков
же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно
астрономии или химии29. Своим творчеством Ломоносов стремился
ограничить роль и влияние религии, добиться свободного и беспрепятственного
развития науки.
Русский ученый-
материалист
высмеивал суеверие, знахарство, церковные легенды о сотворении мира и
всемирном потопе, о естественных силах и существовании загробной жизни. В
стиха