что тела состоят из материи и
формы, и показать, что последняя зависит от первой. В другой работе
Ломоносов дал более общее определение материи: . . . материя есть то, из чего
состоит тело и от чего зависит его сущность 10.
Ломоносов
различал два вида
материи. Один из них он называл собственной материей, второй посторонней
материей. Материя собственная, писал он, есть та, из которой состоит тело, а
посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные
собственной материей . Русский ученый считал, что абсолютно пустого
пространства не существует; все пространство полностью занимают два указанных
вида материи. Ими определяется бесконечное разнообразие тел природы и
многочисленных процессов и явлений, происходящих в ней.
Постороннюю материю, заполняющую
промежутки тела, а
также пространство между телами, Ломоносов называл эфиром. По его
представлению, эфир являлся текучей и весьма подвижной материальной средой, в
которой могли проходить электрические, световые и в известной мере тепловые
процессы. Идея существования эфира как своеобразного вида материи была весьма
плодотворной и для обоснования некоторых положений материалистической философии
и для дальнейшего развития естествознания. Вплоть до начала XX в. она
состояла на вооружении философского материализма и естествознания. Однако
исследования в области оптики и электромагнитных явлений доказали
несостоятельность этой гипотезы. Современная наука утверждает, что в
пространстве наряду с материальными телами существуют различные физические поля,
являющиеся особыми формами материи. В них и протекают тепловые световые и
электромагнитные
явления. Такой материальной средой является, например, электромагнитное поле.
Разработанная
Ломоносовым
атомно-кинетическая концепция строения вещества характеризует единство
физической картины мира, рассматривает мир как непрерывное движение
материи, прежде
всего ее мельчайших частиц. Атомистика Ломоносова явилась дальнейшим развитием
учения о дискретном строении материи. Его многочисленные
предшественники атомисты
античного мира и XVII-XVIII вв. признавали простую дискретность материи. Они
полагали, что все существующее в природе непосредственно распадается на
мельчайшие частицы вещества атомы, минуя какие бы то ни было ступени и звенья.
Это была метафизическая и вместе с тем механистическая
гипотеза, представляющая
материальный мир как простой конгломерат неизменных и неделимых частиц. Она
исключала идею развития материи.