не
смог отойти от общепринятых
традиций. И для него процесс ; движения представлялся прежде всего как
перемещение тел в пространстве. Он различал три формы движения. Для каждого ;
тела, считал ученый, можно представить себе и могут существ- j вковать лишь
три движения, к
которым сводятся все остальные виды движения: 1 поступательное, когда все тело
непрерывно меняет свое положение; 2 вращательное, когда тело, оставаясь , в
том же положении, вращается вокруг постоянной или пере- меной оси; 3
колебательное, когда тело на ничтожном про- странствие движется взад и вперед
частыми чередованиями . j
Ломоносов
утверждал, что
движение материи существует вечно. В своих работах он безоговорочно отвергал
идеалистические измышления о первотолчке, т. е. о действии
потусторонних, божественных
сил, в наличии которых был уверен
великий предшественник Ломоносова И. Ньютон. В труде О тяжести тел и об
извечности первичного
движения Ломоносов различает первичное и производное движение. Первичным
движением
он сечи- : тал такое движение, которое не порождается другим
движением, существует
вечно. Под производным движением ученый понимал то движение, которое зависит
от другого движения, от действия различных сил, например силы тяжести в
случае ускоренного j движения
падающего тела. Утверждая вечность первичного див- j жжения материи, не
имеющего
начала и конца, Ломоносов писал: I Предположим, что первичное движение не
существует извечно; отсюда следует, что было время, когда этого движения не
было и что движущееся тело покоилось, но было, наконец, возбуждено к
движению Отсюда можно заключить, что было нечто внешнее, что его двигало, и,
следовательно, первичное движение не было первичным что однако содержит
противоречие. Поэтому необходимо принять противоположное утверждение и
признать что первичное движение никогда не может иметь начала но
должно длиться
извечно .
У
Ломоносова, как и у его
предшественников, философов- материалистов XVIIXVIII вв. , в основе учения
о движении j лежат
законы механики. На основе этих законов Ломоносов j стремился объяснить и
протекающие в живом организме сложные физиологические и биологические процессы.
Однако русский ученый пытался преодолеть узкие рамки современного ему
механистического
материализма. Он рассматривал явления нагревания и охлаждения как результат
теплового движения частиц самой материи. В электрических и световых явлениях
он также вигтел своеобразные формы движения частиц, из которых состоит
окружающая
среда-эфир. Ломоносов решительно отвергал мифичен