Выдающимся научным достижением
Ломоносова является открытый им закон сохранения материи и движения. Первая
формулировка этого всеобщего закона природы содержалась в письме Ломоносова к Л.
Эйлеру, датированном 5 июля 1748 г.
Все встречающиеся
в природе
изменения происходят так, писал ученый, что если к чему-либо нечто прибавилось,
то это . отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибив-
; лается
какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько , часов я
затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствовав- ; ноя, и т. д. Так
как это всеобщий закон природы то он распор- стреляется и на правила движения:
тело, которое своим толчком . возбуждает другое к движению, столько же
теряет от своего див- жжения, сколько сообщает другому, им двинутому .
Знаменитое письмо
Ломоносова к
Эйлеру было письмом только j по форме изложения содержащихся в нем материалов
большой j научной значимости. По существу оно являлось
обстоятельным научным трактатом, в котором на основании более
ранних иссле- j сований молодого русского ученого был сформулирован в
общем , виде один из важнейших законов природы. К числу таких работ
Ломоносова, посвященных атомно-кинетической концепции строения вещества и
основным закономерностям природы, относятся 1 его труды первой половины 40-х
годов: Опыт теории о нечувст- витальных частицах тел, О составляющих
природные тела нечувствительных Физических частицах Заметки о
тяжести тел и др.
В дальнейших
своих
исследованиях Ломоносов неоднократно ссылался на закон
сохранения, экспериментально
подтверждал его истинность. В 1760 г. русский ученый впервые опубликовал этот
закон и работе Рассуждение о твердости и жидкости тел, изданной на русском и
латинском языках, а также в виде реферата в парижских Типографских анналах.
Идея вечности и
неуничтожимости
материи выдвигалась еще философами-материалистами античного мира:
Демократом, Эпикуром
и др. Тит Лукреций Кар I в. до н. э. в философской поэме О природе вещей
также доказывает вечность материи, утверждая, что ничто создаваться не может
из ничего, и все то, что родилось, в ничто обращаться не может г..
В более поздние времена, в XVI-XVII вен. , идеи вечности материи и
постоянства 1
вещества обосновывали Дж. Бруно, Г. Галилей, Р. Декарт, П. Гассен
ди
и, наконец, И Ньютон. Однако никто из предшественников Ломоносова не пытался
исследовать материю и движу- J нее в их единстве, в их неразрывной
связи. Творцы механиста