pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 215


чешского материализма не смогли обобщить частные примеры вечного и неизменного существования материи во всеобщий закон природы, рассматривающий одновременно сохранение и материи и движения в их постоянном единстве. Философы-механисты или прямо отрицали единство материи и движения, или связывали признание сохранения материи и движения с их божественным происхождением, с так называемым первотолчком.

В отличие от своих предшественников, писал С. И. Вавилов, Ломоносов говорит о любых переменах, в Натуре случающихся, об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы. Можно предполагать, что перед умственным взором Ломоносова, когда он наносил на бумагу приведенные строки, вырисовывалось несравнимо более широкое и глубокое понятие материи, чем тот ограниченный, специализированный образ, характеризуемый только массой и непроницаемостью, который имели в виду физики XVIII в. , говоря о материи. Об этой материи как о частном примере своего общего начала упоминает и Ломоносов. Другая материя в общем смысле, охватывающая все перемены, в Натуре случающиеся и сохраняющаяся в целом, о которой думал Ломоносов близка к пониманию материи в ленинском диалектико-материалистическом философском значении Закон сохранения отмечал далее С И Вавилов есть закон всеобщий объемлющий всю объективную реальность с пространством временем веществом и прочими ее свойствами и проявлениями;

В многочисленных исследованиях и высказываниях, характеризующих существо процессов движения в их взаимосвязи с материей, Ломоносов значительно опережал выводы современного ему естествознания. В его работах были сделаны первые шаги в раскрытии диалектики природы, которую он пытался рассматривать не как застывшую, окостенелую систему, а в процессе непрерывного развития. Тела, писал он, не могут ни действовать, ни противодействовать взаимно без движения. . . Природа тел состоит в действии и противодействии. . . а так как они не могут происходить без движения. . . то природа тел состоит в движении, и, следовательно тела определяются движением24 Однако Ломоносов как уже говорилось, жил в век механистического материализма Он понимал движение как простое механическое перемещение тел В этих условиях не представлялось возможным полностью раскрыть подлинную физическую картину диалектического единства, глубокой неразрывной связи материи и движения.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика