чешского
материализма не смогли обобщить частные примеры вечного и неизменного
существования материи во всеобщий закон природы, рассматривающий одновременно
сохранение и материи и движения в их постоянном единстве. Философы-механисты
или прямо отрицали единство материи и движения, или связывали признание
сохранения материи и движения с их божественным происхождением, с так
называемым первотолчком.
В отличие от своих предшественников,
писал С. И. Вавилов,
Ломоносов говорит о любых переменах, в Натуре случающихся, об их общем
сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые
сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы. Можно предполагать,
что перед умственным взором Ломоносова, когда он наносил на бумагу приведенные
строки, вырисовывалось несравнимо более широкое и глубокое понятие
материи, чем
тот ограниченный, специализированный образ, характеризуемый только массой и
непроницаемостью,
который имели в виду физики XVIII в. , говоря о материи. Об этой материи как
о частном примере своего общего начала упоминает и Ломоносов. Другая материя в
общем смысле, охватывающая все перемены, в Натуре случающиеся и сохраняющаяся
в целом, о которой думал Ломоносов близка к пониманию материи в ленинском
диалектико-материалистическом философском значении Закон сохранения отмечал
далее С И Вавилов есть закон всеобщий объемлющий всю объективную реальность с
пространством временем веществом и прочими ее свойствами и проявлениями;
В многочисленных
исследованиях
и высказываниях, характеризующих существо процессов движения в их взаимосвязи
с материей, Ломоносов значительно опережал выводы современного ему
естествознания. В его работах были сделаны первые шаги в раскрытии диалектики
природы, которую он пытался рассматривать не как застывшую, окостенелую
систему, а в процессе непрерывного развития. Тела, писал он, не могут ни
действовать, ни противодействовать взаимно без движения. . . Природа тел
состоит
в действии и противодействии. . . а так как они не могут происходить без
движения. . . то природа тел состоит в движении, и, следовательно тела
определяются движением24 Однако Ломоносов как уже говорилось, жил в
век механистического материализма Он понимал движение как простое механическое
перемещение тел В этих условиях не представлялось возможным полностью раскрыть
подлинную физическую картину диалектического единства, глубокой неразрывной
связи материи и движения.