pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 222


чанная рамками метафизических представлений о материи и движении, на которую опирались Лавуазье и Дальтон

Более сложным было доказательство всеобщего закона природы в отношении сохранения движения. Во времена Ломоносова еще не было установившегося понятия об единицах, которыми можно измерить количество движения, а понятия об энергии и вовсе не существовало. Предшественники Ломоносова-Декарт и его последователи считали мерой движения импульс, т. е. произведение массы тела на его скорость. С точки зрения Лейбница, мерой движения являлась живая сила произведение массы на квадрат скорости тела. В основу обоих этих определений была положена механическая форма движения, считавшаяся тогда единственно возможной. Вопрос об иных формах движения и переходе одних форм движения материи в другие до конца XVIII в. наукой не рассматривался.

Появление и широкое распространение в странах Западной Европы паровой машины привели к открытию процессов превращения энергии и разработке соответствующих теоретических предпосылок, позволяющих измерять и выражать движение в соответствующих количественных единицах. Так, почти через столетие после открытия всеобщего закона природы была найдена мера движения, закон сохранения движения трансформировался в более конкретную форму закона сохранения энергии. Можно утверждать, считает Б. М. Кедров, что общая основа открытого в XIX в. закона сохранения и превращения энергии и выросших из него новых физических теорий была прочно заложена Ломоносовым, а само открытие этого закона, равно как и создание новых теорий, в XIX в. явилось блестящим полтвео-ждением и развитием основной мысли Ломоносова о сохранении движения 38

В обобщенной формулировке всеобщего закона природы Ломоносова заключена глубочайшая мысль о наличии внутренней закономерной связи между сохранением материи и сохранением движения. В своих работах великий русский ученый неизменно подчеркивал неуничтожимость и несотворимость как материи, так и движения. Через 130 лет после Ломоносова эту мысль с полной определенностью выразил Ф. Энгельс: Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения. . . Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя. . . .

Основоположник отечественной науки М. В. Ломоносов стоял у истоков всеобщего закона природы. Открытие этого закона яви-

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика