чанная рамками
метафизических
представлений о материи и движении, на которую опирались Лавуазье и Дальтон
Более сложным
было
доказательство всеобщего закона природы в отношении сохранения движения. Во
времена Ломоносова еще не было установившегося понятия об единицах, которыми
можно измерить количество движения, а понятия об энергии и вовсе не
существовало. Предшественники Ломоносова-Декарт и его последователи считали
мерой движения импульс, т. е. произведение массы тела на его скорость. С
точки зрения Лейбница, мерой движения являлась живая сила произведение массы
на квадрат скорости тела. В основу обоих этих определений была положена
механическая форма движения, считавшаяся тогда единственно возможной. Вопрос
об иных формах движения и переходе одних форм движения материи в другие до
конца XVIII в. наукой не рассматривался.
Появление и
широкое
распространение в странах Западной Европы паровой машины привели к открытию
процессов превращения энергии и разработке соответствующих теоретических
предпосылок, позволяющих измерять и выражать движение в соответствующих
количественных единицах. Так, почти через столетие после открытия всеобщего
закона природы была найдена мера движения, закон сохранения движения
трансформировался в более конкретную форму закона сохранения энергии. Можно
утверждать, считает Б. М. Кедров, что общая основа открытого в XIX в. закона
сохранения и превращения энергии и выросших из него новых физических теорий
была прочно заложена Ломоносовым, а само открытие этого закона, равно как и
создание новых теорий, в XIX в. явилось блестящим полтвео-ждением и развитием
основной мысли Ломоносова о сохранении движения 38
В обобщенной
формулировке
всеобщего закона природы Ломоносова заключена глубочайшая мысль о наличии
внутренней закономерной связи между сохранением материи и сохранением движения.
В своих работах великий русский ученый неизменно подчеркивал неуничтожимость и
несотворимость как материи, так и движения. Через 130 лет после Ломоносова
эту мысль с полной определенностью выразил Ф. Энгельс: Движение есть способ
существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без
движения. . . Материя без движения так же немыслима, как и движение без
материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама
материя. . . .
Основоположник
отечественной
науки М. В. Ломоносов стоял у истоков всеобщего закона природы. Открытие
этого закона яви-