Могло приблизившись воззреть,
Тогда со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненно валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода кипят,
Горищи там дожди шумят
10.
В Вечернем размышлении
поэт-естествоиспытатель красочно воспроизвел картину наступления ночи:
Лучи от нас
склонились прочь. Открылась
бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
И здесь же он
развивает идею о
множественности миров:
Уста премудрых HctM гл. сет Там
разные множество сввгов Несчетны солнца там горят, Народы там
и круг веков; Для общей славы божества Там равна сила естества. . .
Г. В. Плеханов говорил по
поводу этих произведений великого ученого, что научное представление о космосе
располагало душу Ломоносова к живейшему принятию впечатлений, получившихся им
от картин природы, что поэтом несомненным, глубоко чувствовавшим поэтом он
становится тогда, когда смотрит на Вселенную не с точки зрения того или
другого мифа, а с точки зрения современного ему естествознания, так хорошо
ему знакомого 42.
Слова о божием
величестве
введены Ломоносовым в заглавия этих произведений главным образом по цензурным
соображениям. Положенные в основу этих поэтических од материалистические
представления о Вселенной, и в частности о небесных телах, вызывали нарекания
со стороны церковников. В оде Утреннее размышление. . . ученый выдвинул
революционную для своего времени идею о наличии на солнечной поверхности
постоянно происходящих процессов изменения состояния вещества.
В дальнейшем новые методы
исследования небесных тел полностью
подтвердили эту догадку Ломоносова о природе солнечной поверхности и
бесконечности Вселенной.