Ломоносов выступал за развитие
медицинского образования. В его программу подготовки будущих докторов и
лекарей входили и отправка довольного числа русских студентов за границу, и
предоставление отечественным университетам права присуждать медицинские звания,
и ряд других мероприятий. Медицинской канцелярии, подчеркивает
ученый, подтвердить
накрепко, чтобы у аптекарей и врачей было довольное число русских учеников, но
не для подсобных работ, а для обучения медицине.
Ученый призывал
бороться с
эпидемиями путем распространения научных знаний и широкого просвещения
народа. Однако
он не избежал влияния суеверий. Ломоносов, например, считал, что падеж
скота происходит вследствие солнечного затмения, во время которого падают
ядовитые росы . Наивным выглядит его рассуждение и о мерах по борьбе с
воровством: возведение вокруг городов ограждений, валов, рвов, считал
он, помешает
ворам сбывать краденое и тем самым уменьшится число грабежей 2
Глубокий знаток
русской
действительности, Ломоносов не мог пройти мимо нелегкой народной
доли. Несмотря
на то что вопрос о прямой зависимости тяжелой жизни народных масс от
эксплуатации
в условиях феодально-крепостнического строя еще не мог стоять в центре внимания
прогрессивных деятелей того времени, ученый правильно отметил, что побеги
бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских
наборов27.
В работе О сохранении и размножении российского народа он наметил грандиозную,
но неосуществимую в условиях того времени программу подъема производительных
сил России, направленную на изменение жизни, быта и труда крестьян, свободное
развитие товарного производства, сельского хозяйства, промышленности и
торговли.
Трактат
Ломоносова, пронизанный
антиклерикальными высказываниями, долго оставался неизвестным не только
широким кругам русской общественности, но и ученым Петербургской академии наук.
Только в 1819 г. с важными пропусками он был опубликован в Журнале древней и
новой словесности28. Даже в сокращенном виде работа Ломоносова
привела в смятение и ужас реакционера А. Н. Голицына министра народного
просвещения и духовных дел, а также чиновников министерства. Было
признано, что
распространение письма Ломоносова в публике должно быть воспрещено. Они
усмотрели в сочинении русского ученого мысли предосудительные, несправедливые,
противные православной церкви и оскорбляющие честь нашего
12
М. В. Ломоносов