считал ученый, правды с
баснями вместе выбрасывать не должно, утверждаясь только на одних догадках
13,
и поэтому, не отвергая значения научного домысла и гипотез, следует
критически подходить к источникам и доказывать правомерность событий фактами.
Главный
недостаток миллеровской
диссертации Ломоносов усмотрел в утверждении норманнской теории происхождения
русского народа. Такого рода речь, по глубокому убеждению ученого, весьма
недостойна, а российским слушателям и смешна, и досадительна и отнюдь не
может быть так исправлена, чтобы она когда к публичному действию годилась
Подобные суждения о работе Миллера высказали и другие русские ученые:
Н. И. Попов,
С П. Крашенинников. 30 октября 1749 г. Шумахер сообщал
Г. Н. Теплову. Профессор
Миллер теперь видит, что промахнулся с своей диссертацией De origine gentis
russicae, потому что один Попов задал
ей шах и мат, указав на столько грубых ошибок, которых он решительно не мог
оправдать 5.
Однако Миллер
обвинил членов
Исторического собрания в пристрастном отношении к его работе. Разгорелась
острая дискуссия, которая заняла 29 заседаний, с конца октября 1749 г. до
начала марта 1750 г. 14
Ломоносов
обратился к выяснению
важного вопроса, как происходило становление Древнерусского
государства. Основываясь
на глубоком знании источников и широко привлекая современную ему литературу, он
опроверг утверждения Миллера, что Русское государство обязано своим
возникновением исключительно норманнам. Вопреки взглядам академического
историографа Ломоносов высказал мнение, что варяги-руссы были славянского
происхождения, что они говорили языком славянским.
В ходе дискуссии
Ломоносов
выдвинул серию аргументов для доказательства древности пребывания славян в
Европе и славянской природы русской государственности. Он доказал, что имя
россы
появилось до варягов и независимо от них, что российский народ был за многое
время до Рубрика, что слово Русь славянского, а не скандинавского
происхождения17.
В дальнейшем свою концепцию о происхождении Русского государства Ломоносов
развил в Древней Российской истории, над которой он работал в середине 50-х
годов. По утверждению Ломоносова, русский народ еще до Рюрика прошел большой
путь развития и имел свою самобытную культуру. Во писал: Прежде избрания и
приходу Рюрика обитали в пределах российских славянские народы. Для Ломоносова
дорюриковская Русь такой