рил в силу, трудолюбие, природный
талант, упорство и смекалку русского народа, который, по его
убеждению, превосходит
прочих остротою понятия, поворотливоетию членов, телесного
крепости, склонности
к любопытству. . . . Народ Российский на высочайшую степень благополучия и
славы, на которой поставлен быть достоин, с гордостью говорил
ученый64.
Вся деятельность
М. В. Ломоносова
была проникнута глубоким пониманием исторических судеб русского народа.
М. В.
Ломоносовфилолог, литератор
руды
М. В. Ломоносова в
области литературы, филологии ознаменовали новый подъем национальной культуры
России. В. Г. Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша
литература, что он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим, ибо
дал направление нашему языку и нашей литературе
Трудно представить развитие в
России литературного языка, поэзии, наконец, русской грамматики без
основополагающих работ Ломоносова. Под прямым или косвенным влиянием Ломоносова
выросло целое поколение русских людей, которые восприняли его передовые
филологические идеи и стремились развивать их дальше.
Ломоносовскими
традициями
определялся весь ход формирования отечественного языкознания и русского
литературного языка.
Литературное творчество великого
ученого было весьма разнообразно. Это и поэтические произведения, оригинальные
и переводные, и художественная проза, и научные по своему содержанию, богатые
образами высокого словесного искусства речи. Это и стихотворные, а также
прозаические сочинения, которые он объединял общим названием
надписи, т. е. стихи
для иллюминационных транспарантов и составляющие с ними неразрывное целое
прозаические проекты иллюминаций, стихи для придворных маскарадов, надписи к
памятникам и статуям, эпитафии и т. д.
Поэзия
Ломоносова была
встречена восторженно и создала ему громкую славу, которая как при его
жизни, так
и на протяжении многих десятилетий после смерти превосходила его популярность
как ученого. В западноевропейской литературе