и
критика конца XVI-начала XVII в. , и Гюнтера, выдающегося
немецкого поэта начала XVIII в. , он создал оду нового типа. Глубокое идейное
содержание, горячий патриотизм, величественный и торжественный стиль
Ломоносовской
оды, ее устойчивая строфическая организация, правильный размер четырехстопный
ямб, богатая и разнообразная рифма-все это было ново не только для русской
литературы, но и для истории этого жанра в целом. Раздвигая рамки
жанра, внося
патриотический пафос, Ломоносов превратил оду в многотомное публицистическое
произведение. служившее самым высоким идеалам поэта, его горячей
заинтересованности в судьбе Родины.
Уже первая ода
Ломоносова
содержала патриотические и поэтические идеи возвеличивала важные политические
события, происходящие в России. Ода на взятие Хотина, написанная на основе
новой формы стихосложения, которая с тех пор стала классической, сочетала в
себе богатство идейного содержания, широкий исторический кругозор
автора, зрелость
его политической мысли и патриотическое воодушевление.
Ломоносов
понимал, что Ода на
взятие Хотина вызовет возражение в, России, и прежде всего у
Тредиаковского. Поэтому
неизвестный в поэтических кругах русский студент решил написать научный трактат,
в котором сформулировал свои теоретические взгляды на природу русского
стиха. Оду
на взятие Хотина и трактат, который он озаглавил Письмо о правилах российского
стихотворства, Ломоносов направил в Петербургскую академию наук, адресовав их
членам Российского собрания. Хорошо зная предмет занятий этого
собрания, Ломоносов
писал: Не сомневаясь, что ваше сердечное радение к распространению и
исправлению российского языка заставили сей мой труд купно со следующим о нашей
версификации вообще рассуждением вашему предложить искусству. Не пристрастие
меня к сему понудило, чтобы большее искусство имеющим правила давать, но
искреннее усердие заставило от вас самих
научиться
В Письме о
правилах российского
стихотворства Ломоносов отверг те ограничения, которые налагал Тредиаковский
на русское стихосложение. Как известно, провозгласив тонический
принцип, Тредиаковский
отдавал предпочтение длинным стихотворным строкам, признавал только двустопное
стихосложение, утверждал хорей и отвергал ямб. Ломоносов, напротив, считал:
Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимайся тихо
вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают . Ода на взятие
Хотина, написанная ямбом, была тому веским доказательством.