pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 388


и критика конца XVI-начала XVII в. , и Гюнтера, выдающегося немецкого поэта начала XVIII в. , он создал оду нового типа. Глубокое идейное содержание, горячий патриотизм, величественный и торжественный стиль Ломоносовской оды, ее устойчивая строфическая организация, правильный размер четырехстопный ямб, богатая и разнообразная рифма-все это было ново не только для русской литературы, но и для истории этого жанра в целом. Раздвигая рамки жанра, внося патриотический пафос, Ломоносов превратил оду в многотомное публицистическое произведение. служившее самым высоким идеалам поэта, его горячей заинтересованности в судьбе Родины.

Уже первая ода Ломоносова содержала патриотические и поэтические идеи возвеличивала важные политические события, происходящие в России. Ода на взятие Хотина, написанная на основе новой формы стихосложения, которая с тех пор стала классической, сочетала в себе богатство идейного содержания, широкий исторический кругозор автора, зрелость его политической мысли и патриотическое воодушевление.

Ломоносов понимал, что Ода на взятие Хотина вызовет возражение в, России, и прежде всего у Тредиаковского. Поэтому неизвестный в поэтических кругах русский студент решил написать научный трактат, в котором сформулировал свои теоретические взгляды на природу русского стиха. Оду на взятие Хотина и трактат, который он озаглавил Письмо о правилах российского стихотворства, Ломоносов направил в Петербургскую академию наук, адресовав их членам Российского собрания. Хорошо зная предмет занятий этого собрания, Ломоносов писал: Не сомневаясь, что ваше сердечное радение к распространению и исправлению российского языка заставили сей мой труд купно со следующим о нашей версификации вообще рассуждением вашему предложить искусству. Не пристрастие меня к сему понудило, чтобы большее искусство имеющим правила давать, но искреннее усердие заставило от вас самих научиться

В Письме о правилах российского стихотворства Ломоносов отверг те ограничения, которые налагал Тредиаковский на русское стихосложение. Как известно, провозгласив тонический принцип, Тредиаковский отдавал предпочтение длинным стихотворным строкам, признавал только двустопное стихосложение, утверждал хорей и отвергал ямб. Ломоносов, напротив, считал: Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимайся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают . Ода на взятие Хотина, написанная ямбом, была тому веским доказательством.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика