Письмо Ломоносова, кроме
рассуждений о форме стиха, содержало некоторые общие основания более широкого
значения, свидетельствовавшие о том, что у молодого автора сложился свой
взгляд на задачи русской филологии. Он утверждал, что российские стихи
надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма
несвойственно, из других языков не вносить. По его убеждению, русская
литература, не отгораживаясь от иностранной, должна идти своим самобытным
путем, в соответствии с богатыми возможностями русского литературного
языка, который
следует развивать согласно природным его свойствам и очищать от всего, что ему
чуждо.
С гордостью писал Ломоносов о величии своего родного языка в Российской
грамматике : Карл Пятый, римский император, говаривал что шпанским языком с
богом Ьпанпузским с друзьями, немецким- с неприятелями, италиянским-с
женским полом говорить прилично Но если бон российскому языку был искусен то
конечно к тому
присовокупил бы что им со всеми онымиговорить пристойно, ибо нашел в нем
великолепие ишпанско-
лионского сверх того
богатство усильную в изображениях краткость ГрвЧвСКОГО и ЛАЗ. ТИУНСКОГО
языка. i0.
Однако Российское
собрание
поддержало Тредиаковского. Но Ломоносов не оставил мысли о реформе
отечественной поэзии. Он с большим уважением относился к деятельности
Российского собрания, которое функционировало только до 1743 г. Впоследствии
как один из недостатков Петербургской академии он отмечал отсутствие этого
учреждения, где б обще исправлять грубые погрешности тех, которые по своей
упряжке
худые употребления в языке вводят11.
Уже к середине 40-х годов
поэтическая практика Ломоносова обеспечила полную победу правилам российского
стихотворства, провозглашенным им в 1739 г. в Письме. Понимая значение
предложенной им реформы российского стихосложения, ученый в конце жизни писал:
Будучи еще в Германии, послал в Россию правила стихотворения, по которым и
ныне все российские стихотворцы поступают с добрым успехом, и российская поэзия
пришла в доброе состояние п.
Следующим этапом
филологических
исследований Ломоносова стала работа над теорией русской прозы, и в частности
над вопросами стилистики. Еще будучи студентом Славяно-греко-латинской
академии, он с увлечением занимался риторикой под руководством учителя
П. Райского.
В Марбургском университете молодой Ломоносов прослушал курс римского
красноречия