pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 396


Ноям и чтобы, сделав научную и литературную речь общепонятной, обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт.

Словарный состав русского литературного языка был разбит Ломоносовым по двум признакам: по принадлежности слова к русскому или церковнославянскому языку и по степени употребляемости слова. Различая три стиля высокий, средний и низкий, Ломоносов дал четкие практические указания и по вопросу о том, каким из трех стилей должны быть написаны произведения того или иного рода.

Ломоносов верно уловил историческую необходимость применения различной поэтической лексики в особых жанрах или родах поэзии. Он указал, что высокий штиль, наиболее насыщенный элементами старинной книжности, следует употреблять при сочинении героических поэм, од, торжественных речей. Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славянские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. К среднему стилю он относил написание стихотворных сатир, элегий, дружеских писем, а также прозаических описаний дел достопамятных и учений благородных. Таким образом, средний стиль занимает центральное место- он охватывает лирику сатирические произведения публицистику и научные сочинения В нем потенциально заложено объединение всех стилей в единую систему литературного русского языка Наконец низкий стиль в котором отсутствуют слова и выражения из церковнославянского языка и допускаются простонародные низкие слова пригоден для комедий, эпиграмм, песен, описания обыкновенных дел и т. д. 28

Основная идея, положенная Ломоносовым в основу учения о трех стилях, заключалась в том, что самой существенной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь широких слоев народа, которую нужно тщательно оберегать как от перегрузки славянизмами, так и от диких и странных слов, входящих к нам из чужих языков29. В реформе Ломоносова, подчеркивал Ф. П. Филин, были правильно отражены тенденции развития русского литературного языка, пути его нормализации: через упорядоченное разделение к объединению 30.

Правильность своих теоретических положении Ломоносов подтверждал собственным литературным творчеством. По словам

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика