pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 396


Ноям и чтобы, сделав научную и литературную речь общепонятной, обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт.

Словарный состав русского литературного языка был разбит Ломоносовым по двум признакам: по принадлежности слова к русскому или церковнославянскому языку и по степени употребляемости слова. Различая три стиля высокий, средний и низкий, Ломоносов дал четкие практические указания и по вопросу о том, каким из трех стилей должны быть написаны произведения того или иного рода.

Ломоносов верно уловил историческую необходимость применения различной поэтической лексики в особых жанрах или родах поэзии. Он указал, что высокий штиль, наиболее насыщенный элементами старинной книжности, следует употреблять при сочинении героических поэм, од, торжественных речей. Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славянские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. К среднему стилю он относил написание стихотворных сатир, элегий, дружеских писем, а также прозаических описаний дел достопамятных и учений благородных. Таким образом, средний стиль занимает центральное место- он охватывает лирику сатирические произведения публицистику и научные сочинения В нем потенциально заложено объединение всех стилей в единую систему литературного русского языка Наконец низкий стиль в котором отсутствуют слова и выражения из церковнославянского языка и допускаются простонародные низкие слова пригоден для комедий, эпиграмм, песен, описания обыкновенных дел и т. д. 28

Основная идея, положенная Ломоносовым в основу учения о трех стилях, заключалась в том, что самой существенной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь широких слоев народа, которую нужно тщательно оберегать как от перегрузки славянизмами, так и от диких и странных слов, входящих к нам из чужих языков29. В реформе Ломоносова, подчеркивал Ф. П. Филин, были правильно отражены тенденции развития русского литературного языка, пути его нормализации: через упорядоченное разделение к объединению 30.

Правильность своих теоретических положении Ломоносов подтверждал собственным литературным творчеством. По словам

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Город Айвазовского: как в Феодосии хранят память о великом живописце
ТАСС побывал в городе, где Иван Айвазовский родился и создавал свои полотна, и в картинной галерее, где он жил, писал и где бережно хранят память о знаменитом феодосийце.
Фестиваль тюнингованных автомобилей пройдет в Нижнем Новгороде
29 июля в 12:00 на площади перед Дворцом культуры «ГАЗ» в Автозаводском районе Нижнего Новгорода состоится фестиваль автомобильных клубов «Club fest 2017», в рамках которого пройдет смотр тюнингованных автомобилей и мотоциклов.
В Казани 5 августа пройдет фестиваль татарского фольклора
В казанском кремле 5 августа пройдет фестиваль татарского фольклора "Түгәрәк уен". Участие в нем примут фольклорные коллективы из 20 регионов России.
Режиссеру и сценаристу Виктору Мережко исполняется 80 лет
Режиссеру и сценаристу Виктору Мережко исполняется 80 лет. Деятель кино прославился своими гениальными киносценариями и театральными постановками. Часть его работ пополнили запасы «Золотого фонда российского кино».
Актриса рассказала о сюжете фильма Серебренникова про Цоя
Актриса Юлия Ауг, которая снимается в новом фильме Кирилла Серебренникова "Лето" про Виктора Цоя, рассказала о сюжетной линии картины.
София Коппола рассказала «Газете.Ru» о фильме «Роковое искушение»
Режиссер София Коппола рассказала "Газете.Ru" о фильме "Роковое искушение", влиянии мужчин на женские коллективы, съемках на натуре и оперных постановках. София Коппола сняла "Роковое искушение" - ремейк картины "Обманутый" (по-английски оба фильма называются одинаково) 1971 года с Клинтом Иствудом.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика