другой в Академии, который
превзошел его конечно, Ломоносова в этих качествах 51.
Ярко выраженный публицистический
характер носят и
составленные Ломоносовым проекты иллюминаций и особенно стихотворные надписи к
ним. Несмотря на ограниченность сюжетов, объясняющуюся тем, что иллюминация
устраивались ежегодно по поводу одних и тех же официальных торжеств, Ломоносов
поднимал в них темы, важные для современности, отражающие
общественно-политическую жизнь страны.
Величайший
просветитель и гуманист,
М. В. Ломоносов горячо верил в силу человеческого разума и видел единственный
путь к
благосостоянию народа и государства в науке, просвещении. Поэтому пропаганда
науки в его художественных произведениях носит активный, деятельный характер и
занимает огромное место. Прежде всего он подчеркивал практическую пользу науки,
стремясь внедрить в сознание соотечественников мысль о широком применении наук,
их величайшем значении в жизни общества. Он утверждал: Нет ни единого места в
просвещенной Петром России, где бы плодов своих не могли принести науки; нет
ни единого человека, который бы не мог себе ожидать от них пользы
52.
В живой поэтической форме он доказывает, как велика польза наук:
Науки юношей питают,
Отраду
старым подают,
В щастливой
жизни украшают,
В ненастной
случай берегут;
В
домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки
пользуют везде:
Среди
народов и в пустыне,
В
градском шуму и на едина,
В
покое сладки и в труде
53.
Ломоносов не только прославлял
науку, но и сделал научное мышление предметом своей поэзии. Он размышлял в
стихах о причинах различных явлений природы, высказывал научные предположения
и гипотезы, полемизировал с ошибочными, по его мнению, суждениями и теориями.
Подлинным гимном науке можно назвать величественное Слово о пользе
химии, которое
ученый произнес в 1751 г. , Письмо о пользе Стекла, адресованное
И. И. Шувалову
в 1752 г. , и др.
В своих
художественных
произведениях Ломоносов прославлял великие открытия науки, которые преобразуют
природу и