императрицы Елизаветы в 1750 г.
В ней, как определил ее содержание сам автор, изображается стихотворческим
вымыслом позорная гибель гордого Мамая. В эту условную и всецело подчиненную
требованиям того времени пьесу Ломоносов сумел внести отдельные
моменты, отвечающие
его взглядам. Так, воспевая историческую победу русского народа на Куликовом
поле, он сурово осуждал феодальных властителей, которые навязывают народам
кровавые войны. Он возвышал голос против всех тиранов и угнетателей
народов, предвещая
им бесславную гибель:
Насильно власть стоять не может
долговечно, Кто гонит одного, тот всякому грозит
Однако подлинные поэтические
удачи выпадали на долю Ломоносова только в тех случаях, когда он мог проявить
свои мысли и чувства, а не тогда, когда он был принужден выполнять придворные
заказы.
Ломоносов понимал
значение
своего вклада в культуру России и, переводя Памятник Горация, мог применить к
себе слова римского поэта:
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством
небыл89.
Художественное наследие
Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему
неувядаемую славу, а затем породили многочисленных
последователей. Направление,
данное Ломоносовым в поэзии и прозе, было продолжено
Державиным, Радищевым, поэтами-декабристами
и молодым Пушкиным.
Пророческими
оказались
предсказания А. Н. Радищева о литературной славе Ломоносова: Слово
твое, живущее
присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке
нашем обновленное, прилетит во устах народных, за необозримый горизонт
столетий. , доколе слово Российское, ударять будет слух, ты жив будешь и не
умрет 70.