pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 413


картины и портреты. В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных картин. Неоднократно бывавший в его доме Ломоносов особенно заинтересовался мозаичным изображением Плачущего апостола Петра, работы неизвестного итальянского мастера с оригинала художника Гвидо Рении. Эта мозаика отличалась богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянские мозаичисты хранили в тайне способы приготовления смальт.

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство. Позднее, в годы княжеских междоусобиц, а затем татаро-монгольского нашествия, секреты изготовления мозаик на Руси были утеряны. Ученый поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

Постройка в 1748 г. Химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Итак, писал ученый, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж, или еще больше, примеры римской мозаики. . . побудило меня предпринять сникание мозаичного художества .

Уже в мае 1749 г. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он делал химические опыты, до крашения стекол надлежащие в то время цветные стекла ввозились в Россию из-за границы. В январе 1750 г. ученый писал президенту Академии: По регламенту Академии наук профессорам должно не меньше стараться о действительной пользе обществу, а особливо о приращении художеств, нежели о теоретических рассуждениях, а сие больше всех касается до тех, которые соединены с практикою, каково есть химическое искусство. Того ради за благо я рассудил, во-первых, изыскивать такие вещи, которые художникам нужны, а выписывают их из других краев и для того покупают дорогою ценою. И далее: . . . прилагаю я возможное старание, чтобы делать стекла разных цветов. . . и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежит до химической теории.

Разработку практических проблем по созданию рецептуры цветных прозрачных и непрозрачных стекол Ломоносов старался увязать с вопросами теоретической физики и химии. Стремясь избежать теории эфира для семи цветов, он исходил из собственного понимания физической природы света. Ученый полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов: красного, желтого и голубого, из них на практике он надеялся получить бесконечное разнообразие цветов. Живописцы, писал Ломоносов,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика