картины и
портреты. В 1745 г. канцлер
М. И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных картин. Неоднократно
бывавший в его доме Ломоносов особенно заинтересовался мозаичным изображением
Плачущего
апостола Петра, работы неизвестного итальянского мастера с оригинала художника
Гвидо Рении. Эта мозаика отличалась богатством оттенков, что напоминало
масляную живопись. Но итальянские мозаичисты хранили в тайне способы
приготовления смальт.
Ломоносов
знал, что еще в
Киевской Руси было распространено мозаичное искусство. Позднее, в годы
княжеских междоусобиц, а затем татаро-монгольского нашествия, секреты
изготовления
мозаик на Руси были утеряны. Ученый поставил перед собой задачу возродить в
России это забытое искусство.
Постройка в 1748
г. Химической
лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и
технологии силикатов, а также по теории цветов. Итак, писал ученый, сколько
испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж, или еще
больше, примеры римской мозаики. . . побудило меня предпринять сникание
мозаичного художества .
Уже в мае 1749
г. Ломоносов
сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он делал химические опыты, до
крашения стекол надлежащие в то время цветные стекла ввозились в Россию из-за
границы. В январе 1750 г. ученый писал президенту Академии: По регламенту
Академии наук профессорам должно не меньше стараться о действительной пользе
обществу, а особливо о приращении художеств, нежели о теоретических
рассуждениях, а сие больше всех касается до тех, которые соединены с
практикою, каково есть химическое искусство. Того ради за благо я
рассудил, во-первых,
изыскивать такие вещи, которые художникам нужны, а выписывают их из других
краев и для того покупают дорогою ценою.
И далее: . . . прилагаю я возможное старание, чтобы делать стекла разных
цветов. . . и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических
опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежит до химической теории.
Разработку практических проблем по
созданию рецептуры
цветных прозрачных и непрозрачных стекол Ломоносов старался увязать с
вопросами теоретической физики и химии. Стремясь избежать теории эфира для
семи цветов, он исходил из собственного понимания физической природы
света. Ученый
полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов: красного, желтого и
голубого, из них на практике он
надеялся получить бесконечное разнообразие цветов. Живописцы, писал
Ломоносов,