pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 421


но и за рубежом, приходилось изыскивать разные способы, чтобы расплатиться с долгами, связанными с расходами по Усть-Рудиц-кой фабрике. Стремясь добыть необходимые суммы, ученый вынужден даже торговать дровами. В письме к своему кредитору академику Я. Штелину он писал: Я имею четыреста сажень дров на берегу Каравалдая, но не могу еще никого найти, кто бы купил у меня из них 300 сажень и кто перевез бы сюда в Петербург-Лег. , как делалось это прежде30.

Ученый продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов, считая, что это искусство в конце концов найдет всеобщее признание. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова, при его непосредственном участии, были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны, картины История о Давиде и Уриной, Ландшафт с брудерами руинами. Лег. и др. Два мозаичных портрета Елизаветы Ломоносов выполнил по заказу И. И. Шувалова для Московского университета и для Академии художеств. Помимо больших мозаичных картин, Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению до нас не дошедшие. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. . . . Все материалы, указывал ученый, имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготовляются на сильном огне31. Время подтвердило правоту этих слов Ломоносова. Сохранившиеся мозаичные поотпиты. изготовленные им или пол его руководством, украшают многие наши музеи, в том числе Государственный Эрмитаж Русский музей в Ленинграде, Исторический музей в Москве, Музей Ломоносова32 и др. Раскрывая значение деятельности Ломоносова в области создания мозаик как одного из крупнейших явлений русского искусства XVIII в. , советский исследователь В К Макаров подчеркивал- Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как Ломоносовская к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике 33.

В начале 1758 г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе столицы. В мозаичных панно Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом 34, подразумевая под ними начало правления Петра, избавление от стрельцов, историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Левенгауптскую битву, т. е. сражение

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика