циального открытия Академии художеств, еще
раз указал на необходимость дальнейшего развития отечественного мозаичного
искусства. О коль великое удивление и удовольствие, подчеркивал
ученый, произвести
может Россия помощи художеств в любопытном свете, которой едва уже не до
отвращения духа чрез многие веки повторяет древний Греческий и Римская, по
большой части баснотворныя деяния. Украсятся Домы вашего величества и другие
здания не чужих, но домашних дел изображениями. . . Коль сладко вкушение
плодов собственного насаждения Коль приятно удовольствие, устроенное своими
трудами 42 Незадолго перед смертью им был составлен Проект прошения
в Сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после смети
Ломоносова Заботясь чтобы это великое мозаичное дело не остановилось, он
назвал своим преемником Ивана Пильна который но рог словам пошел в сем искусстве
толь довольного
совершенства что никто в Европе лучших успехов показать не может имеет учеников
уже далече бающих 43
Другим своим аол7еГ1Т7й1Тшет Матвея
Во-
Силаева, продолжателем он назвал мастера Матвея а
Тревога Ломоносова о судьбе
мозаичного искусства была не напрасной. Вскоре после его смерти проект
убранства Петропавловского собора мозаичными панно был отвергнут. В 1766
г. зять
Ломоносова Алексей Константинов хотел продолжить производство мозаичных картин.
Он обратился в правительство с просьбой разрешить ему заняться изготовлением
мозаичной картины Азовская баталия. Эту мозаику, писал Константинов, велено
при жизни вдовы Ломоносова докончить Канцелярии от строения. Токмо оная работа
и поныне не начата 44.
Вероятно, предложение
Константинова не нашло поддержки ни в правительстве, ни у Екатерины II, на
имя которой было направлено прошение. В 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была
закрыта. Талантливые художники-мозаисты, воспитанные Ломоносовым, были
направлены в другие ведомства, где они не смогли передать свое мастерство. Так
заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому
он отдал многие годы жизни.
Только в наше
время
осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками огромных
публичных строений. Стены многих общественных зданий Дворцов и Домов культуры,
метрополитена и т. д. Москвы, Ленинграда, Киева и других городов нашей
страны украшают монументальные мозаики, изготовленными советскими художниками,
которые продолжают славные Ломоносовские традиции.