pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 9


мире для блеска империи; к ним обращались за сведениями в деловых вопросах, где требовалось специальное значение; они должны были наблюдать за учебными учреждениями и иногда приходилось им, в случае надобности, быть высшими экзаменаторами для питомцев других заведений; они должны были издавать ученые и общеполезные книги из последних, например, календарь; наконец, они же, особенно русские академики, должны были поставлять торжественные речи и стихотворные произведения, им приказывалось сочинять не только оды, но и трагедии, переводить либретто для придворных спектаклей, писать стихи или надписи на иллюминации, фейерверки и т. п. За учеными людьми признавалась некоторая привилегия их особой службы, непонятной для людей обыкновенных, но вместе с тем в администрации Академии господствовал нередко настоящий хаос, где лица, к ней принадлежащие, не могли разобраться в своих правах и взаимных отношениях. Надо думать, что если бы жил Петр, этот внутренний распорядок установился бы так или иначе, потому что он сам заинтересован был делом; но после него, в течение целых десятков лет, не было ни настоящего интереса к истинным задачам Академии, ни понимания того, как может быть правильно устроена внутренняя жизнь ученого учреждения. При господствующих нравах должно было кончиться тем, что академические дела окажутся в руках ловкого человека, который сумеет ладить с влиятельными людьми: таким человеком оказался действительно Шумахер. . . В среду этого хаоса и попал Ломоносов при своем вступлении в Академию. Понятно, что в академических непорядках виноваты были не одни немцы, но и те русские люди, которые не умели упрочить правильного существования ученого учреждения: при Елизавете президентом Академии был человек русский, гр. К. Г. Разумовский, правою рукою его в академических делах был другой русский, Теплов, а перед тем, когда в 1742 году, вследствие жалоб, поданных от многих лиц в самой Академии на Шумахера, учреждена была особая Следственная Комиссия, во главе ее стоял опять русский человек, адмирал гр. Головин13, а одним из главных действующих лиц был другой русский человек, президент Коммерц-коллегии, князь Юсупов14. Попал под следствие и только что перед тем вступивший в Академию Ломоносов и очутился в числе колодников комиссии. . .

Как мы сказали, Ломоносов, несомненно, предан был пользам русской науки, но, к сожалению, его способ действий был таков, что он нередко или сам давал против себя оружие своим врагам, или, когда уже пользовался в Академии большим авторитетом, не умел оставаться в границах справедливости. . . По возвращении из-за границы он нашел Академию в том состоянии беспорядка, о котором мы говорили; он пристал к Нартову, хотевшему защищать интересы Академии против Шумахера: в Академии уже не было Петром Великим выписанных славных людей; они уехали, как все говорили, от Шумахера, а их места заняли люди, к которым он не имел уважения. Ломоносов стал бывать шумен, а в таких случаях он бывал весьма беспокоен. Нам тяжело теперь говорить о пороке, замечает Соловьев, которому был подвержен Ломоносов, о тех поступках, которые были следствием его шумства, но мы знаем, что современники смотрели на это шумство и беспорядки, от него происходившие, гораздо снисходительнее. Французские писатели средины XVII века с радости отзываются, что пьянство вывелось у них в высших кругах и предоставлено низшим. Германия, отстававшая в это время от Франции во всех других отношениях, отстала и в этом. . . Но в этом шуму Ломоносов творил евши весьма жестокие. В 1742 году на него жаловался академический садовник Штурм: Присед ко мне в горницу и говорил, какие нечестивые гости у меня сидят, что епанчу его украли, на что ему ответствовал бывший у меня в гостях лекарь Брашке15, что ему, Ломоносову, непотребных речей не надлежит говорить при честных людях, за что он его в голову ударил, и схвати болтан, на чем парики вешают, и почал всех бить и слуге своему приказывал бить всех до смерти , и выскочив я из окон и почал караул звать, и пришел я назад, застал я гостей своих на улице битых, и жену свою прибитую и

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Постапокалиптический фильм «Эпидемия. Вонгозеро» покажут в кинотеатрах осенью
В фильме снялись Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Юрий Кузнецов. В основе сценария – постапокалиптическая история о том, как Москву (и всю страну, а может, и весь мир, как позже выяснится) атакует новый смертоносный вирус.
Пропавший из эфира ведущий НТВ нашёлся
Телеведущий Андрей Норкин, пропавший из прямого эфира, вскоре вновь вернётся на экраны. Телеканал НТВ анонсировал выпуск передачи «Место встречи», в котором представлен Норкин с надписью «I’ll be back».
Дочь Алсу исполнила на конкурсе песню Юлии Началовой
В дополнительном раунде, в котором юным исполнителям дали шанс побороться за возвращение в проект, Микелла исполнила песню «Герой не моего романа». Композиция Юлии Началовой в исполнении дочери Алсу, почтившей память певицы, растрогала зрителей.
Правительство РФ поручило расширить репертуар театров оперы и балета
Вице-премьер РФ Ольга Голодец поручила министерству культуры проанализировать репертуары театров оперы и балета, учитывая возрастные категории зрителей, сообщается на сайте правительства.
Видео выступления Медведевой в латексном костюме опубликовано в Сети
Видео выступления двукратной чемпионки мира по фигурному катанию Евгении Медведевой на Ice Fantasia 2019 в Южной Корее опубликовано в Сети. В этот раз поклонники и недоброжелатели Медведевой обсуждали наравне с программой спортсменки ее костюм для выступления.
Гимны России и Франции исполнили в Париже
Гимны Французской Республики и Российской Федерации прозвучали в рамках концерта, который прошел в пятницу, 19 апреля. Мероприятие состоялось вечером в Париже. Исполняли гимны Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика