pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 20


Для правильного суждения о поэтическом творчестве Ломоносова, его содержании и манере, необходимо, разумеется, дать себе отчет в свойствах его дарования и не забывать условия времени. Он не был поэтом в обычном смысле этого слова: он не был лириком, который изображает движения личного чувства, он не был поэтом, который представляет в живых образах общество своего времени, у него не было к тому ни влечения, ни достаточной силы фантазии и литературе нужно было еще много опыта, чтобы достигнуть этой формы творчества; но он, несомненно, был поэтом в той дидактической манере, которая была так распространена во всей литературе XVIII века, поэт рефлексии и поучения. И в этой области был только известный разряд предметов, которые волновали его поэтическое чувство: это были картины великих явлений природы, великие дела и задачи науки, славные события современной истории Отечества и здесь превыше всего деяния Петра Великого, наконец, стремления и мечты о славном процветании Отечества в будущем. Когда в его одах речь касалась этих любимых тем, у него являлось истинное поэтическое одушевление, и оно высказывалось сильным и выразительным языком, которым он, несомненно, предварил Державина. Не будем приводить примеров, которые достаточно известны даже по хрестоматиям. Нет спора, что здесь нашла большую долю и риторика, но это не была его личная особенность, а общая манера века. По всем условиям времени ода явилась в той форме, которая прежде всего могла найти место в литературе, и как исполнение той служебной роли, какую заняла новая литература со времен Сименона Полоцкого, и как результат подражания иностранным образцам, где она также была сильно распространена, и, наконец, как форма, наиболее доступная младенческому обществу. Крайности были замечаемы уже со-

33

временниками, и, например, Сумароков в его вздорных одах довольно удачно пародировал многие напыщенные обороты Ломоносова; но последний, вероятно, не чувствовал этой крайности: его фантазия требовала образов грандиозных. Что касается упрека, что его лира была слишком податлива на восхваления, это опять черта века, которая не может быть отнесена только к его личному вкусу и выбору: во-первых, оды часто прямо заказывались и были исполнением официального поручения, а во-вторых, Ломоносов был безусловный патриот, для которого всякая данная власть была предметом почтения, и к ней направлялись его ожидания и надежды для Отечества. Мы упоминали, как этот патриотизм приводил его к поступкам не только грубым, но и несправедливым, когда он считал необходимым вступаться за честь и пользу России, которым, по его мнению, наносили ущерб его противники из немецких академиков; он с гордости указывал им, что он природный русский; во всех своих академических планах он настаивал на том, чтобы содействовать процветанию Петрова насаждения; в заметках, которые только в последнее время извлечены из его бумаг, остался след его постоянных размышлений о том, как должны науки содействовать пользам русского государства и т. д. , понятно, что в оде, где он обращался и к лицам, окружающим престол, и к массе читателей, те же мысли должны были высказываться у него тем с большим жаром и получать иной раз преувеличенное выражение. Его оды ни в каком случае не были пустою лестью; иногда это были или прямые указания на то, что нужно для России, или воспоминания о Петре Великом, в котором он неизменно указывал идеал и образец.

Любопытно, что самое слово высокопарный т. е. высоко парящий в употреблении Ломоносова не имеет своего нынешнего значения в смысле излишества, а значит только: важный, возвышенный.


Только изредка он обращался в своих стихотворных произведениях к шутке и эпиграмме. Таков в особенности известный Гимн бороде, в котором сказалась нетерпеливая вражда к обскурантизму. Шутка попала в цель, и Ломоносов вызвал против себя ожесточенные нападения, причем Третьяковский считал полезным подобных авторов ожигать в стробах, как это практиковалось некогда в старину, а Синод подал на Ломоносова особенную жалобу на высочайшее имя, которая, впрочем, оставлена была без последствий.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Педагог по вокалу умерла на сцене во время концерта
Во время исполнения одной из композиций на концерте художественной самодеятельности "Неугасимые звезды" в доме культуры "Восход" в Дмитровграде ушла из жизни руководительница татарского ансамбля "Карлыгач" и педагог по вокалу Фания Халиуллова, передает "Экспресс– газета".
Комиссия не приняла макет памятника Сергею Бодрову-младшему
Председатель комиссии по монументальному искусству при московской гордуме Игорь Воскресенский сообщил, что установка памятника актеру Сергею Бодрову-младшему в российской столице отложена из-за имеющихся претензий к макету.
Василий Ливанов завершил съемки фильма «Медный всадник России»
Кинокомпания "Круглый стол" завершила производство полнометражного художественного историко-биографического фильма "Медный всадник России", режиссером, автором сценария и генеральным продюсером которого выступил народный артист России Василий Ливанов.
«КиноПоиск» покажет церемонию вручения премии «Оскар» в прямом эфире
Сайт «КиноПоиск» в своём официальном блоге объявил, что покажет 91-ю церемонию вручения премии «Оскар» в прямом эфире. Церемония пройдёт 24 февраля 2019 года в Лос-Анджелесе, а по московскому времени трансляция начнётся в ночь на 25 февраля.
Мединский пообещал развитие Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна
В ноябре 2018 года стало известно, что Библиотека киноискусства войдет в состав Музея кино, что станет новым этапом развития учреждения. Планируется, что в библиотеке создадут зоны кинолектория, медиа и коворкинга, а также зал-трансформер.
В Лос-Анджелесе объявят номинантов на премию «Оскар»
Лидерами в категории "Лучший фильм" эксперты называют мелодраму Брэдли Купера "Звезда родилась", черно-белую драму Альфонсо Куарона "Рома" и ленту Питера Фаррелли "Зеленая книга". 91-я церемония вручения «Оскара» состоится 24 февраля в театре «Долби» в Лос-Анджелесе.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика