pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 22


российским сродные языки. Любопытно, что здесь он указывает различие древнего русского языка от древнего моравского, на который, по его мнению, было переведено Священное Писание. Как во всякой начинающейся литературе, в то время шли ожесточенные споры о литературном языке и в особенности об отношениях церковнославянского и народно-русского элемента, а также о правописании; мнения нередко путались, так что иногда защитник народного элемента как Третьяковский становился опять его противником, и Сумароков не однажды попрекал Ломоносова в неправильности языка, в который он будто бы вставлял холмогорское наречие, тогда как Сумароков гордился тем, что был москвитянином; тем не менее Ломоносов, без сомнения, гораздо шире всех своих современников понимал состав русского языка и отношения его элементов. Главный материал для русского литературного языка должен был доставить язык народный, который, по мнению Ломоносова, распадался на три главные диалекта: московский, северный или поморский, украинский или малороссийский: московский диалект главный и при Дворе и дворянстве употребительный, а особливо в городах, близь Москвы лежащих. . . Поморский несколько склонен ближе к старому славянскому и великую часть России занял. . . Малороссийский больше всех отличен и смешен с польским. Он был знаком со всеми этими диалектами на родине, в Москве и в Киеве. Московское наречие он предпочитал как по важности столичного города, так и по его отменной красоте, но думал, что в образовании литературного языка должны иметь долю и другие наречия, и должны только подчиняться высшему авторитету языка славянского. Его отношение к церковнославянскому языку было вполне сознательное; он ценил его как историческую основу русского языка: на нем создалась богатая литература по греческим образцам, и в этом отношении он стоял выше русского народного языка, который поэтому мог делать из него заимствования как из привычного источника. Поэтому славянский язык занял место в известном распределении трех родов стиля, а именно, язык славянский . мог служить в особенности для стиля высокого.

Билярский. С. 603-604.

Папин А. И. История русской этнографии. Т. 1. СПб. , тип. М. Стасюлевича, 1890.


Мы говорили в другом месте о значении того переворота, который совершился в русском литературном языке в эпоху реформы, и о том, какое значение имела при этом деятельность Ломоносова. Не повторяя сказанного, укажем еще высокое представление, какое имел Ломоносов о русском языке. Еще в 1739 году Ломоносов писал: Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодрости и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и свойственную версификацию иметь может. В посвящении Российской Грамматики великому князю Павлу Петровичу Ломоносов писал 1755: Карл Пятый, римский император, говаривал, что шпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие шпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверь того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицеронов, великолепная Виргилиева важность, Овидиев приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем. Кто отчасти далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Елки новые» выйдут в прокат 21 декабря 2017 года
Дата выхода фильма "Елки новые" объявлена в Москве. Как сообщили ТАСС в пресс-службе кинокомпании "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, картина выйдет в российский прокат 21 декабря 2017 года, во вторник состоялась премьера трейлера ленты.
В Технопарке пройдет благотворительный концерт классической музыки
Благотворительный концерт пианистки Яхи Бахмадовой и виолончелиста Кристиана Владилы состоится 5 июля. В 19:00 классическая музыка зазвучит в холле второго этажа тюменского Технопарка. Музыканты исполнят произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Дмитрия Шостаковича, Фредерика Шопена.
Диане Шурыгиной предложили роль в бурятском фильме для взрослых
Создатели скандальной БДСМ-драмы «Бурятский жеребец» ведут переговоры с героиней ток-шоу «Пусть говорят» Дианой Шурыгиной о ее возможном участии в продолжении картины. Об этом сообщило издание «Байкал Daily». Автор и актер Михаил Апальков отметил, что переговоры пока находятся на начальной стадии.
Дочь Никиты Михалкова снимет свой первый хоррор
Актриса Надежда Михалкова приступила к съемкам молодежного хоррора под рабочим названием "Проигранное место".
Ингеборга Дапкунайте прокомментировал скандала вокруг «Матильды»
Актриса Ингеборга Дапкунайте, которой досталась роль Марии Романовой в фильме «Матильда», дала оценку скандалу, возникшему вокруг картина. Она прокомментировала, что фильму это вредит. Дапкунайте считает, что режиссер картины Алексей Учитель вложит в «Матильду» многолетний труд и всю душу.
Актеры «Современника» дадут концерт в духе оттепели в «Музеоне»
Концерт пройдет в рамках закрытия фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". Актеры и актрисы в костюмах в духе эпохи исполнят ключевые песни 1960-х: "Эти глаза напротив", "Я встретил девушку", "Дом хрустальный", "Нежность" и другие. Музыкальное сопровождение создаст живой оркестр.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика