serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 8


принцип, несвойственный русским политическим теориям XVIXVII вв. , а именно нерелигиозное, рационалистическое обоснование политической теории и, следовательно, практической политики.

14

Парадоксальность положения заключалась в том, что наиболее завершенная, полная, всеохватывающая стадия развития абсолютизма в России вынуждена была окончательно порвать с идеологическим наследием русского средневековья с религией как основой официальной идеологии и опереться на самое прогрессивное достижение европейской культуры XVII столетия на философский рационализм в различных его вариантах. Так, например, Прокопович склонялся к картезианству и протестантской рационалистической теологии.

Не бог и не религия, не отцы церкви и официальная богословская наука, а истины разума и опытное знание стали основой всех идеологических построений Кантемира, Татищева, Тредиаковского русских просветителей 1730-х годов, которым пришлось действовать после Петра, в условиях все усиливавшегося к середине века влияния реакционного духовенства на общественную жизнь и культуру страны.

 

2

 

Свою положительную программу внутренних реформ и культурного развития Ломоносов развивал в одах, а с конца 1740-х годов и в надписях стихотворных пояснениях к праздничным иллюминациям и фейерверкам. 11

Несколько лет Ломоносов много внимания и сил отдавал этому стихотворному жанру, настойчиво и последовательно подчиняя его прославлению Петра и дел Петровых, т. е. общественной программе русского просветительства середины века.

Эта настойчивая пропаганда необходимости следовать заветам Петра вызывала у Елизаветы и ее окружения столь же упорное сопротивление. Судьба значительной части Ломоносовских надписей и та борьба, которую ему приходилось выдерживать из-за их петровского духа, дают некоторое представление о том, каких усилий требовала от Ломоносова защита его сердечных убеждений, поэтически выражавшихся в образе-символе Петре Великом. 15

Не считая надписи подсобным, служебным жанром своего творчества, Ломоносов составил из них третий стиховой раздел в Собрании разных сочинений 1751. Внутри этого раздела Ломоносов расположил их в строго обдуманном порядке: Елизавете он отвел второе место, а на первое поставил надписи, имеющие прямое или косвенное отношение к Петру Великому. Таких надписей в этом сборнике 9 из 20. Надписи с 10-й по 20-ю посвящены деятельности Елизаветы и расположены в хронологическом порядке.

Как и в других разделах Ломоносовских сборников, не хронология, а идеология руководила расположением надписей. Поэтому в Собрании разных сочинений 1751 Ломоносов собрал вместе надписи с темой Петра, совершенно не считаясь с временем их написания. Открывается этот отдел пятью надписями к конной статуе Петра Великого, написанными, по-видимому, в 1750 г. Комментаторы пока не нашли удовлетворительного решения вопроса, о какой статуе идет речь в этих надписях. Предполагают, что имеется в виду известная конная статуя работы К. Б. Растрелли, отлитая из меди в 17451746 гг. 12 Во всяком случае ясно, что эти надписи о Петре не нашли никакого практического применения. Ломоносов, которому они были очень важны и дороги по своей теме, не только поместил их в свое собрание сочинений, но даже открыл ими отдел надписей. Из этих надписей наиболее важна первая, в которой изложена основная идея, впоследствии развитая в Слове похвальном Петру Великому:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика