serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 16


православия любыми средствами, вплоть до инквизиционных. При этом предыдущее царствование Анны Иоанновны изображалось как эпоха полного торжества неверия и угнетения православия: И что бедственно: догматы христианские, на которых вечное спасение зависит,

28

в басни и ни во что поставляли: ходотайцу спасения нашего неусыпную христианскую помощницу, покров и прибежище, на помощь не призывали и наступления ее не требовали. . . И сим ваянием толика любителей мира сего в бесстрашие и сластолюбие привели, что мнози и в епикурския мнения впадали. Яждь, Пий, веселился, по смерти никакого де утешения несть: и которые так бредили, таковыя-то у врагов наших и в милости были, таковые и в чины производился, а которых таких прелестников не слушали, колике им ругани, поношения вырази благочестия чинили, мужиками, грубиянами нарицали. Кто посты хранит называли ханжа. Кто молитвою с богом беседует пустосвят. Кто иконам кланяется суевер. Кто язык от суесловия воздерживает глуп, говорить не умеет. 40

В этих словах, безусловно, много полемического преувеличения. Не было при Анне Иоанновне такого разгула епикурских мнений, которое мерещилось Дмитрию Сеченову. Однако в это время, действительно, проходило в печать кое-что такое, что стало при Елизавете запретным. Так, все тридцатые годы выходил академический научно-популярный журнал Примечания к ведомостям 17281742, в котором широко пропагандировались достижения передовой науки, в том числе и коперниковская гелиоцентрическая теория солнечной системы. В 1739 г. вышло в русском переводе Ивана Голубцов Руководство к математической и физической географии академика Г. В. Крафта. Автор не скрывает от своих читателей того, что система Коперника и священное писание между собой никак не согласуются, но это его не останавливает, и он не пытается примирить в данном вопросе науку и религию: Сему мнению т. е. теории Коперника, И. С. многие последуют. Оно. . . имеет то преимущество, что по оному, всему, что на небе усматривали, можем дать ясные и удобные причины, и что оно со всеми правилами и законами, которые натура в своих делах столь строго наблюдает, совершенно согласно и потому оное без всякого сомнения от всякого бы принято было, если бы не нашлись такие, которые объявленное мнение почитают за 29

противное священному писанию. Но здесь мы пространно о том объявлять не будем тем наипаче, что оно не касается до нашего намерения.

Еще смелее провозглашались истины науки в вышедшей в 1740 г. после девятилетней проволочки в блестящем русском переводе Антиоха Кантемира знаменитой книге французского просветителя Б. Фонтенеля Разговоры о множественности миров, шедевре популяризаторского искусства, ясности изложения, остроумия и занимательности. Помимо верного и подробного изложения современных астрономических взглядов Фонтенель уделяет особое внимание идее обитаемости других планет, идее, которая при Елизавете подвергается самому жестокому преследованию.

Приход к власти благочестивой и набожной императрицы должен был, по глубокому убеждению религиозных фанатиков, положить конец пропаганде враждебных священному писанию идей.

Один из самых фанатичных защитников православной ортодоксии Михаил Аврамов доносил императрице Елизавете Петровне: Из Гюйгенсовой и Фонтенелевой печатных книжищ сатанинское коварство явно суть видимо. . . Землю же с Коперником около солнца обращающуюся и звезд многие толиками же солнца бытии утверждают. . . И таки на каждых глобусных землях собственные везде солнца и луны бытии утверждают, и множественное их число исчисляют, и на них земли с жители, звери и гады и пажити такожде, яко и на нашей земле, все бытии научают. И между тем о натуре воспоминают: яко

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика