serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 17


бы натура всякое благодеяние и дарование жителем и всей дает твари; и таки вкрадчися, хитрит везде прославить и утвердить натуру, еже есть жизнь самобытную. . . И прочая басенные, атеистические доводы, мнения, оказания, явно во оных книжищах рассеивают, и самих их в почтенных достоинствах и во властях бытии попускают. Прилично здесь заградить их нечестивые уста. 30

Елизавета отчасти оправдала надежды Аврамова. Через несколько лет, в 1756 г. , книга Фонтенеля была запрещена и изъята из обращения.

Религия сама по себе с ее догматами и богословским глубокомыслием мало интересовала Ломоносова. Один из дореволюционных исследователей с некоторым сокрушением писал, что если говорится у Ломоносова о начале мира, то ничего о конце его, о душе человека, о загробном мире. . . .

Как ученый естествоиспытатель, Ломоносов с самого начала своей научной деятельности примкнул к тому направлению европейской науки, которое стремилось разграничить сферу действия науки и религии, веры и знания.

В тех исторических условиях, когда религия официально являлась господствующей идеологической силой, такое отграничение, выделение науки в особую сферу духовной жизни означало самое жестокое ущемление прерогатив религии и церкви: Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии. 44

Он убежден в равноправии, равноценности науки и религии: Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга священное писание.

Желая использовать против церковников их обычную аргументацию от писания, Ломоносов приводит мнение Василия Великого 329378 гг. о допустимости представления о множественности миров, как пример мирного общения церкви и науки: Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: Как если бы гончар, сделав бесчисленное количество сосудов, несмотря на это, не потерял бы своего мастерства и силы, так и создатель

31

всего, имея творящую силу, соразмерную не одному только миру, но способную на бесконечное повторение, единым мигом своего желания сотворил видимых миров бесконечное число. 6 Так сии великие светильники познания натуры с верою сдружить старались, соединяя его сникание с боговдохновенными размышлениями в одних книгах, по мере тогдашнего знания в астрономии. О, если бы тогда были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел, несравненно превосходящих; если бы тогда открыты были тысячи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество божие47

Ломоносов утверждал, что святые риторы в своей области и ученые в своей совершенно равноправны и независимы: В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. 8

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика