serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 21


Нежелание Ломоносова допустить какое-либо вмешательство божественной воли в законы природы определило его позицию в решении важнейших проблем естествознания. Так, например, в споре ньютонианцев и картезианцев о природе всемирного тяготения Ломоносов занял антиньютонианскую позицию главным образом по философско-методологическим соображениям.

Полемика с Ньютоном и ньютонианцами о природе всемирного тяготения вытекала именно из последовательной защиты Ломоносовым деистических взглядов на природу Причиной расхождения было разное отношение к принципу или закону всемирного тяготения. Как известно, у Ньютона этот принцип не объяснен; великий английский ученый считал, что для дальнейшего развития науки вполне достаточно приведенных им и, действительно, неоспоримых доказательств правильности этого закона. До 37

появления общей теории относительности Эйнштейна никакого объяснения этого закона найдено не было.

Поэтому Эйлер, величайший математик XVII в. , без всяких возражений признал законность вопроса о причинах всемирного тяготения, поставленного Ломоносовым в письме к нему: Никто не сомневается в том, что явления, представляющие собой следствия, становятся яснее и понятнее, если познана их причина; поэтому нельзя сомневаться и в том, что, усмотрев причину тяготения, можно считать объясненными и различия в удельном весе. И далее: Чистое же притяжение остается под вопросом. 56 В ответ Эйлер писал, что вопрос, поставленный Ломоносовым, так труден, что ответить на него невозможно. При тогдашнем состоянии науки, прибавили бы мы.

Европейская научная мысль, твердо усвоившая деистическую точку зрения Декарта на бога как на серводвигатель первичный толчок, никак не могла согласиться с необъяснимым принципом всемирного тяготения, который предполагал таинственное воздействие одного тела на другое на расстоянии, в пустоте. Ведь Декарт отрицал пустоту По его учению, пространство заполнено атомами и передача движения идет непосредственно от атома к атому, в то время как Ньютон вводил понятие дальнодействия, действия на расстоянии, т. е. , по мнению материалистически мысливших натурфилософов, возвращал науку назад к скрытым качествам средневековой схоластики, к тем самым скрытым качествам, которые имели только один смысл доказать постоянное участие бога в ходе действия законов природы.

Отвергая притягательную силу как объяснение тяжести тел, Ломоносов писал: Приписывать это физическое свойство тел божественной воле или какой-либо чудодейственной силе мы не можем, не кощунствуя против бога и природы. . . . 57

Почему же Ломоносов только отгораживал науку от религии, а не совсем отказывал последней в праве на существование Что же заставляло его делать эту уступку религии 38

Как ученый, Ломоносов мог пойти на механистическое противопоставление первопричины мира т. е. бога его реальному развитию и познаваемой человечеством природе, но как поэт он обращался к той сфере жизни, изучение и познание которой просветительская мысль еще и не пыталась объяснить, хотя бы с той степенью материалистического понимания законов, какое уже было доступно передовому естествознанию эпохи.

Как поэт, Ломоносов должен был выразить свое отношение к человеку и обществу, к миру этических ценностей и политических интересов.

Основное противоречие мировоззрения Ломоносова как раз в том и заключалось, что мир в его сознании раскололся и оказался несводим к единому всеобъясняющему принципу.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Стало известно название фильма про героя «Звездных войн» Хана Соло
Фильм про одного из главных героев известной саги «Звездные войны» Хана Соло получил название «Соло — история Звездных войн».
«Линкольн в Бардо» Джорджа Сондерса получил Букеровскую премию
Книга Сондерса — самая экспериментальная из финальной шестерки, в которую вошли еще два американца: Пол Остер с монументальным романом «4321», описывающим четыре версии истории взросления еврейского мальчика в Америке, и Эмили Фридлунд с книгой «История волков» о девочке из коммуны на Среднем Западе.
Суд не разрешил режиссеру Серебренникову закончить фильм о Викторе Цое
Бассманный суд столицы отказал режиссеру Кириллу Серебренникову в просьбе дать ему время на окончание съемок фильма "Лето" и не разрешил посещать Большой театр для работы над балетом "Нуреев".
Серебренников знал о слежке и прослушке до ареста
Режиссер Кирилл Серебренников заявил, что правоохранительные органы следили за ним и вели прослушку, сообщает ТАСС.
Доброе кино: адвокат Учителя ответил на обращение Поклонской к Чайке
Защита режиссера Алексея Учителя считает, что фильм "Матильда" — не "провокация", а доброе кино о любви.
В Петербурге пройдёт фестиваль света, посвящённый 100-летию революции
Стала известна программа фестиваля света, который пройдет в Петербурге 4 и 5 ноября.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика