serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 21


Нежелание Ломоносова допустить какое-либо вмешательство божественной воли в законы природы определило его позицию в решении важнейших проблем естествознания. Так, например, в споре ньютонианцев и картезианцев о природе всемирного тяготения Ломоносов занял антиньютонианскую позицию главным образом по философско-методологическим соображениям.

Полемика с Ньютоном и ньютонианцами о природе всемирного тяготения вытекала именно из последовательной защиты Ломоносовым деистических взглядов на природу Причиной расхождения было разное отношение к принципу или закону всемирного тяготения. Как известно, у Ньютона этот принцип не объяснен; великий английский ученый считал, что для дальнейшего развития науки вполне достаточно приведенных им и, действительно, неоспоримых доказательств правильности этого закона. До 37

появления общей теории относительности Эйнштейна никакого объяснения этого закона найдено не было.

Поэтому Эйлер, величайший математик XVII в. , без всяких возражений признал законность вопроса о причинах всемирного тяготения, поставленного Ломоносовым в письме к нему: Никто не сомневается в том, что явления, представляющие собой следствия, становятся яснее и понятнее, если познана их причина; поэтому нельзя сомневаться и в том, что, усмотрев причину тяготения, можно считать объясненными и различия в удельном весе. И далее: Чистое же притяжение остается под вопросом. 56 В ответ Эйлер писал, что вопрос, поставленный Ломоносовым, так труден, что ответить на него невозможно. При тогдашнем состоянии науки, прибавили бы мы.

Европейская научная мысль, твердо усвоившая деистическую точку зрения Декарта на бога как на серводвигатель первичный толчок, никак не могла согласиться с необъяснимым принципом всемирного тяготения, который предполагал таинственное воздействие одного тела на другое на расстоянии, в пустоте. Ведь Декарт отрицал пустоту По его учению, пространство заполнено атомами и передача движения идет непосредственно от атома к атому, в то время как Ньютон вводил понятие дальнодействия, действия на расстоянии, т. е. , по мнению материалистически мысливших натурфилософов, возвращал науку назад к скрытым качествам средневековой схоластики, к тем самым скрытым качествам, которые имели только один смысл доказать постоянное участие бога в ходе действия законов природы.

Отвергая притягательную силу как объяснение тяжести тел, Ломоносов писал: Приписывать это физическое свойство тел божественной воле или какой-либо чудодейственной силе мы не можем, не кощунствуя против бога и природы. . . . 57

Почему же Ломоносов только отгораживал науку от религии, а не совсем отказывал последней в праве на существование Что же заставляло его делать эту уступку религии 38

Как ученый, Ломоносов мог пойти на механистическое противопоставление первопричины мира т. е. бога его реальному развитию и познаваемой человечеством природе, но как поэт он обращался к той сфере жизни, изучение и познание которой просветительская мысль еще и не пыталась объяснить, хотя бы с той степенью материалистического понимания законов, какое уже было доступно передовому естествознанию эпохи.

Как поэт, Ломоносов должен был выразить свое отношение к человеку и обществу, к миру этических ценностей и политических интересов.

Основное противоречие мировоззрения Ломоносова как раз в том и заключалось, что мир в его сознании раскололся и оказался несводим к единому всеобъясняющему принципу.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Париже прошел показ фильма Хабенского «Собибор»
В Российском духовно-культурном центре в Париже состоялся показ фильма Константина Хабенского «Собибор» о побеге узников из одноименного нацистского концлагеря в годы Второй мировой войны.
Старейшая школа балета празднует юбилей на сцене
Мероприятие посвящено 280-летию со дня основания старейшей балетной школы России.
«Довлатов» и «Лето» представят Россию на фестивале в Карловых Варах
Картины "Подбросы" Ивана Твердовского, "Лето" Кирилла Серебренникова и "Довлатов" Алексея Германа-младшего представят Россию на кинофестивале в Карловых Варах, передает РИА "Новости".
Первые кадры со съемок нового фильма Тарантино появились в сети
В Сети появились кадры со съемочной площадки нового фильма американского режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».
Кинокритики назвали режиссеров, снимающих только хорошие фильмы
Киноэксперты составили рейтинг из тридцати режиссеров, не снявших ни одного плохого фильма, сообщает портал Metacritic.Первое место в рейтинге занял американский режиссер Джей Джей Абрамс, последней работой которого является 7-й эпизод киносаги «Звездные войны».
Райан Рейнольдс намекнул на кроссовер «Мстителей» и «Дэдпула»
Актер Райан Рейнольдс, сыгравший главную роль в фильмах о супергерое Дэдпуле, намекнул на то, что не против поучаствовать в фильме-кроссовере по комиксам Marvel о Мстителях и его персонаже.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика