жертвой которых стал герой
псалма, Ломоносов нашел общее и объединяющее понятие зло и сделал его
тематическим стержнем своего переложения 34-го псалма. Он изобразил зло как
основную силу, с которой вынужден бороться человек.
Этому миру
корыстных страстей
и интересов, миру зла и несправедливости Ломоносов противопоставляет свой
идеал человека и гражданина:
Тот, кто
ходит непорочно, Правду
завсегда хранит, И нелестным сердцем точно, Как языком говорит.
Кто устами
льстить не знает, Ближним
не наносит бед, Хитрых сетей не сплетает, Чтобы в них увяз сосед.
В лихву дать
серебро стыдится, Мзды
с невинных не берет. Кто так жить на свете тщится, Тот во веки не падет.
Переложение псалма 14
Современное общество в своих
отношениях к человеку представляется Ломоносову стихией неразумности и
корыстолюбия, миром зла.
Этому обществу он
противопоставляет не только свой идеал человека и гражданина, но и мир природы,
безграничное многообразие и величие космоса, в котором все подчинено разумным
единым законам, где стройность общего миропорядка не разрушается корыстными
или коварными происками человека, космоса, в созерцании и изучении которого
человек обретает вновь уверенность в своих силах и, как был убежден
Ломоносов-деист, веру в бога-творца, в толчок, данный миру Великим
мастером:
Сомнений
полон ваш ответ, О
том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет И что малейших
Дале звезд,
42
Неведом тварей
вам конец
Скажите ж, коль велик Творец
Сухомлинов в своей ранней работе60 верно писал о
поэтическом отношении Ломоносова к книгам церковным: В священном писании он
живо сочувствовал изображениям величия и красоты природы, как можно судить по
его переложениям, выбранным из тех библейских книг, которые всего более
проникнуты чувством природы, как например из книги Иова и псалмов.
Безусловно, тема врагов
связана с той сложной борьбой, которую вел Ломоносов внутри Академии наук за
осуществление своих научных планов и общественных мероприятий. Конечно, на
жизненном пути Ломоносова встречались не только враги, у него были и
друзья ученые
Браун, Рахман. С ними он работал, они разделяли его взгляды. Однако темы
дружбы
и друзей в Ломоносовской поэзии нет совсем. 6 Ощущение
вечного и неизбывного одиночества человека перед лицом вселенной или в обществе
характерно для поэзии русского классицизма.
Исходный принцип
Ломоносовской
онтологии разобщенность атомов дополняется представлением о предсуществующей
материи, которая передает движение от атома к атому, об эфире, заполняющем
мировое пространство. Атомы движутся внутри некоторой материи, которая
осуществляет передачу различных форм движения от одного атома к другому. В
аспекте социологическом, применительно к обществу, это означало