serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 24


жертвой которых стал герой псалма, Ломоносов нашел общее и объединяющее понятие зло и сделал его тематическим стержнем своего переложения 34-го псалма. Он изобразил зло как основную силу, с которой вынужден бороться человек.

Этому миру корыстных страстей и интересов, миру зла и несправедливости Ломоносов противопоставляет свой идеал человека и гражданина:

Тот, кто ходит непорочно, Правду завсегда хранит, И нелестным сердцем точно, Как языком говорит.

 

Кто устами льстить не знает, Ближним не наносит бед, Хитрых сетей не сплетает, Чтобы в них увяз сосед.

В лихву дать серебро стыдится, Мзды с невинных не берет. Кто так жить на свете тщится, Тот во веки не падет.

Переложение псалма 14

Современное общество в своих отношениях к человеку представляется Ломоносову стихией неразумности и корыстолюбия, миром зла.

Этому обществу он противопоставляет не только свой идеал человека и гражданина, но и мир природы, безграничное многообразие и величие космоса, в котором все подчинено разумным единым законам, где стройность общего миропорядка не разрушается корыстными или коварными происками человека, космоса, в созерцании и изучении которого человек обретает вновь уверенность в своих силах и, как был убежден Ломоносов-деист, веру в бога-творца, в толчок, данный миру Великим мастером:

Сомнений полон ваш ответ, О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет И что малейших Дале звезд,

42

Неведом тварей вам конец Скажите ж, коль велик Творец

Сухомлинов в своей ранней работе60 верно писал о поэтическом отношении Ломоносова к книгам церковным: В священном писании он живо сочувствовал изображениям величия и красоты природы, как можно судить по его переложениям, выбранным из тех библейских книг, которые всего более проникнуты чувством природы, как например из книги Иова и псалмов.

Безусловно, тема врагов связана с той сложной борьбой, которую вел Ломоносов внутри Академии наук за осуществление своих научных планов и общественных мероприятий. Конечно, на жизненном пути Ломоносова встречались не только враги, у него были и друзья ученые Браун, Рахман. С ними он работал, они разделяли его взгляды. Однако темы дружбы и друзей в Ломоносовской поэзии нет совсем. 6 Ощущение вечного и неизбывного одиночества человека перед лицом вселенной или в обществе характерно для поэзии русского классицизма.

Исходный принцип Ломоносовской онтологии разобщенность атомов дополняется представлением о предсуществующей материи, которая передает движение от атома к атому, об эфире, заполняющем мировое пространство. Атомы движутся внутри некоторой материи, которая осуществляет передачу различных форм движения от одного атома к другому. В аспекте социологическом, применительно к обществу, это означало

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика