serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 25


постановку вопроса о человеке и среде, об индивидууме и обществе. При этом наиболее сложным вопросом при построении любой социологической концепции для просветительства XVIII в. была следующая проблема: как найти связь между беспорядочным движением атома или атомов и стройной системой законов природы.

43

Об этом с горечью писал Монтескье: Но мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с таким постоянством, с которым физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограничены и потому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда. 62

В 1740-е годы Ломоносов занят по преимуществу общефилософскими вопросами и решает их на материале естественнонаучном, физическом в собственном смысле этого слова. Его интересует больше всего движение внутри тел: теплота и связанные с ней изменения объема и состояния тел, упругость и расширение воздуха.

Характерно при этом, что вывод, к которому приходит Ломоносов в результате ли своих экспериментальных работ или известных ему наблюдений других ученых всегда один и тот же: достаточное основание для теплоты заключается во внутреннем движении материи63, или, как он пишет, уточняя: достаточное основание теплоты заключается во вращательном движении частиц собственной материи тела. 6

Вращательное и беспорядочное движение атомов физических монад создает социальную температуру в обществе. А что же касается взаимоотношений человека и общества, русского человека с государством, то в этом вопросе Ломоносов столкнулся с общими для просвещения трудностями. В представлении просветителей первой половины XVIII в. государство являлось надстройкой над гражданским обществом, той правовой, упорядоченной, подчиненной законам т. е. разуму оболочкой, которая вносит закономерность и порядок в хаотический мир частных отношений, в мир гражданских атомов индивидов.

44

Русские просветители 17301740-х годов эмпирически пришли к признанию самодержавно-абсолютистского строя единственно приемлемой для России формой государственного устройства. Петровские реформы, осуществленные, как тогда казалось, по замыслу и воле гениального преобразователя, уже в 1730-е годы послужили материалом для создания своего рода социологической легенды о новой России, сильной, просвещенной и европеизированной, созданной просвещенным абсолютным монархом.

Самодержавие представлялось Ломоносову спасительным и непременным условием целостности, процветания и прогресса России. Именно в самодержавном государстве хаос частных и корыстно-сословных интересов получал целесообразное упорядочение и направление, атомы превращались в граждан.

В одах конца 1730 начала 1740-х годов самодержавие в лице конкретных царей и цариц Анны, Иоанна VI, Елизаветы представлено как сила, обеспечивающая крепость и единство национального государства в борьбе с внешними врагами. В этом Ломоносов видит главную заслугу самодержавной власти и ее, так сказать, историческое оправдание.

Еще в Оде на день брачного сочетания Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны 1745 Ломоносов видит в этой функции самодержавной власти ее важнейшее дело, хотя вслед за тем непосредственно следует другая задача, пока еще названная в самой общей форме:

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • www.aryahome.ru
    Неофициальный сайт группы. Оперные арии и классическая музыка
    aryahome.ru
Сериал «Сверхъестественное» завершится после 15 сезона
Стало известно, что 15 сезон популярного американского сериала «Сверхъестественное» станет финальным для проекта.
Режиссер Юрий Мамин заявил об эмиграции в США
Как пишет издание, Мамин в середине марта вместе со своей женой и актрисой Людмилой Самохваловой уехал в США. «Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности», — заявил Мамин. Режиссер сообщил, что в России его имя внесено в так называемый список «пятой колонны».
Сергей Шнуров предложил разогнать Минкульт в России
Член общественного совета комитета Госдумы по культуре, лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров, принявший участие в мероприятии, заявил, что министерство культуры в России надо разогнать, пишет « Московский Комсомолец ».
На «Ленфильме» снимут лирическую комедию с участием Сергея Шнурова
Фильм снимает режиссер Стас Мареев. Также подтверждено участие в съемках Семена Стругачева. Потенциальными кандидатами на роли ранее назывались Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Анастасия Мельникова, певица Манижа.
Netflix снимет современную версию «Трех мушкетеров»
Подробностей нет, известно лишь, что история д’Артаньяна и трех мушкетеров будет сделана в духе «Миссия: невыполнима». Продюсерами станут Эрик Ньюман и Брайан Унклесс из компании Screen Arcade, сделавшие для Netflix «Яркость» с Уиллом Смитом, а также Скотт Глассголд.
Журналистскую премию «Золотое перо» вручили в Петербурге
Как передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии, Гран-при "Журналист года" взяла корреспондент издания "Новая газета в Петербурге" Ирина Тумакова, в номинации "Расследование" победила её коллега Светлана Зобова, в новой номинации конкурса "Новые медиа" победили журналисты Мария Карпенко и Ксения Клочкова за телеграм-канал "Ротонда".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика