постановку вопроса о человеке
и среде, об индивидууме и обществе. При этом наиболее сложным вопросом при
построении любой социологической концепции для просветительства XVIII в. была
следующая проблема: как найти связь между беспорядочным движением атома или
атомов и стройной системой законов природы.
43
Об этом с горечью писал
Монтескье: Но мир разумных существ далеко еще не управляется с таким
совершенством, как мир физический, так как хотя у него и есть законы, по
своей природе неизменные, он не следует им с таким постоянством, с которым
физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные
разумные существа по своей природе ограничены и потому способны заблуждаться и
что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по
собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих
первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя,
они подчиняются не всегда. 62
В 1740-е годы
Ломоносов занят
по преимуществу общефилософскими вопросами и решает их на материале
естественнонаучном, физическом в собственном смысле этого слова. Его
интересует больше всего движение внутри тел: теплота и связанные с ней изменения
объема и состояния тел, упругость и расширение воздуха.
Характерно при
этом, что
вывод, к которому приходит Ломоносов в результате ли своих экспериментальных
работ или известных ему наблюдений других ученых всегда один и тот же:
достаточное
основание для теплоты заключается во внутреннем движении
материи63, или, как
он пишет, уточняя: достаточное основание теплоты заключается во вращательном
движении частиц собственной материи тела. 6
Вращательное и беспорядочное
движение атомов физических монад создает социальную температуру в обществе. А
что же касается взаимоотношений человека и общества, русского человека с
государством, то в этом вопросе Ломоносов столкнулся с общими для просвещения
трудностями. В представлении просветителей первой половины XVIII
в. государство являлось
надстройкой над гражданским обществом, той
правовой, упорядоченной, подчиненной
законам т. е. разуму оболочкой, которая вносит закономерность и порядок в
хаотический мир частных отношений, в мир гражданских атомов индивидов.
44
Русские просветители 17301740-х
годов эмпирически пришли к признанию самодержавно-абсолютистского строя
единственно приемлемой для России формой государственного
устройства. Петровские
реформы, осуществленные, как тогда казалось, по замыслу и воле гениального
преобразователя, уже в 1730-е годы послужили материалом для создания своего
рода социологической легенды о новой России, сильной, просвещенной и
европеизированной, созданной просвещенным абсолютным монархом.
Самодержавие представлялось
Ломоносову спасительным и непременным условием целостности, процветания и
прогресса России. Именно в самодержавном государстве хаос частных и
корыстно-сословных интересов получал целесообразное упорядочение и направление,
атомы превращались в граждан.
В
одах конца 1730 начала
1740-х годов самодержавие в лице конкретных царей и цариц Анны, Иоанна
VI, Елизаветы представлено как
сила, обеспечивающая крепость и единство национального государства в борьбе с
внешними врагами. В этом Ломоносов видит главную заслугу самодержавной власти
и ее, так сказать, историческое оправдание.
Еще в Оде на день брачного
сочетания Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны 1745 Ломоносов видит в этой
функции самодержавной власти ее важнейшее дело, хотя вслед за тем
непосредственно следует другая задача, пока еще названная в самой общей
форме: