serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 36


этого понятия, а создатель и строитель в буквальном значении этого слова. Величие бога это величие созданного им мира, вселенной.

Монолог бога, восхваляющего собственную работу, обрамлен в Ломоносовской оде вступительной и заключительной строфами.

Д. К. Мотольская нашла, что есть какое-то несоответствие, противоречие между 2-й и 13-й строфами, т. е. основной частью оды и последней строфой. Она писала: Заключительные строки оды, привнесенные Ломоносовым от себя, должны, очевидно, воплощать в себе философско-религиозный смысл книги Иова. Они логически не вытекают из всего произведения и даже стилистически из него выпадают, превращаясь в какую-то плоскую дидактику. . . Смирение и пассивность, которые здесь проповедует Ломоносов, настолько резко противоречат его многочисленным призывам к познанию, к тому, чтобы человек стал вровень с божеством образ Прометея в Письме о пользе стекла, что могут быть восприняты только как выражение какой-то внешней необходимости. 44

62

Можно ли таким образом объяснять содержание и структуру одного из тех произведений Ломоносова, в которых он, по словам самой же исследовательницы, достиг наибольшей творческой силы, 45 стоит ли прибегать к какой-то неопределенной внешней необходимости взамен действительной внутренней необходимости, двигавшей творчеством поэта

Заключительная строфа оды может показаться выпадающей из всего произведения, если не заметить совершенно явной и преднамеренной переклички между первой и последней строфами оды:

О ты, что в горести напрасно На бога ропщешь, человек, Внимай, коль в ревности ужасно, Он к Иову из тучи рек

Сие, о смертный, рассуждая, Представь Зиждителеву власть, Святую волю почитая, Имей свою в терпенье часть. Он все на пользу нашу строит, Казнит кого или покоит, В надежде тяготу сноси И без роптания проси.

 

Мотив ропота на бога, на мироустройство начинает и завершает Ломоносовское стихотворение. И этому ропоту человека, его возможному недовольству судьбой, несчастиями или жизненными испытаниями поэт уже от себя, не словами Библии, а своими собственными, противополагает философию деистического оптимизма, свою убежденность в том, что все происходящее в мире бог на пользу нашу строит и потому ропот нелеп и беспочвенен. Признавая наличие в жизни человека тягот и казней, Ломоносов за ними прозревает закон святую волю, который приводит к конечному торжеству блага, стройности, порядка в жизни природы и общества. 46

Подробно и систематически философия оптимизма в применении к обществу и человеку была разработана в евангелии европейского деизма первой половины

63

XVIII в. в поэме английского поэта Александра Попа Опыт о человеке. И по внушению Ломоносова, его талантливейший ученик Н. И. Поповский сделал полный перевод этой поэмы.

Внимание Ломоносова к этой работе Поповского, его заботы о печатании Опыта о человеке, то острое столкновение с православной церковью, которая в лице Святейшего

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика