этого понятия, а создатель и
строитель в буквальном значении этого слова. Величие бога это величие
созданного им мира, вселенной.
Монолог бога, восхваляющего
собственную работу, обрамлен в Ломоносовской оде вступительной и
заключительной строфами.
Д. К. Мотольская нашла, что
есть какое-то несоответствие, противоречие между 2-й и 13-й
строфами, т. е. основной
частью оды и последней строфой. Она писала: Заключительные строки
оды, привнесенные
Ломоносовым от себя, должны, очевидно, воплощать в себе
философско-религиозный смысл книги Иова. Они логически не вытекают из всего
произведения и даже стилистически из него выпадают, превращаясь в какую-то
плоскую дидактику. . . Смирение и пассивность, которые здесь проповедует
Ломоносов, настолько резко противоречат его многочисленным призывам к познанию,
к тому, чтобы человек стал вровень с божеством образ Прометея в Письме о
пользе стекла, что могут быть восприняты только как выражение какой-то внешней
необходимости. 44
62
Можно ли таким образом
объяснять содержание и структуру одного из тех произведений Ломоносова, в
которых он, по словам самой же исследовательницы, достиг наибольшей
творческой силы, 45 стоит ли
прибегать к какой-то неопределенной внешней необходимости взамен действительной
внутренней необходимости, двигавшей творчеством поэта
Заключительная
строфа оды
может показаться выпадающей из всего произведения, если не заметить совершенно
явной и преднамеренной переклички между первой и последней строфами оды:
О ты, что в
горести напрасно На бога ропщешь, человек, Внимай, коль в
ревности ужасно, Он к Иову из тучи рек
Сие, о
смертный, рассуждая, Представь
Зиждителеву власть, Святую волю почитая, Имей свою в терпенье часть. Он все
на пользу нашу строит, Казнит
кого или покоит, В надежде тяготу сноси И без роптания проси.
Мотив ропота на бога, на
мироустройство начинает и завершает Ломоносовское стихотворение. И этому
ропоту человека, его возможному недовольству судьбой, несчастиями или
жизненными испытаниями поэт уже от себя, не словами Библии, а своими
собственными, противополагает философию деистического оптимизма, свою
убежденность в том, что все происходящее в мире бог на пользу нашу строит и
потому ропот нелеп и беспочвенен. Признавая наличие в жизни человека тягот и
казней,
Ломоносов за ними прозревает закон святую волю, который приводит к конечному
торжеству блага, стройности, порядка в жизни природы и общества.
46
Подробно и
систематически
философия оптимизма в применении к обществу и человеку была разработана в
евангелии
европейского деизма первой половины
63
XVIII в. в поэме
английского
поэта Александра Попа Опыт о человеке. И по внушению Ломоносова, его
талантливейший ученик Н. И. Поповский сделал полный перевод этой поэмы.
Внимание Ломоносова к этой
работе Поповского, его заботы о печатании Опыта о человеке, то острое
столкновение с православной церковью, которая в лице Святейшего