serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 37


Синода категорически сопротивлялась публикации поэмы А. Попа, та непримиримость, которую проявил Ломоносов в этой борьбе все это говорит о том, что идейное содержание поэмы Попа было необыкновенно близко Ломоносову, являлось в значительной мере выражением его собственных взглядов.

1740-е годы первая половина 1750-х это кульминационный пункт общеевропейской популярности А. Попа как поэта-философа. Популярность эта объясняется тем, что в Опыте о человеке талантливо и живо излагался деистический взгляд на мир, а человек трактовался в духе философского оптимизма Шефтсбери. Для просветительской мысли первой половины XVIII в. характерна вера в предустановленную гармонию, в конечное торжество добра над частными проявлениями мирового зла. Вольтер развитию этих идей посвятил свою философскую повесть Задик 1748. В Поэме об естественном законе 1751 он прославляет Попа и отчасти подражает его Опыту о человеке, он пишет об английском поэте:

Он яркий пламенник внес в бездну бытия, И только у него познали мы себя.

 

В Опыте о человеке представители разных направлений просветительской мысли первой половины XVIII в. находили ответ на самые существенные общественно-философские вопросы времени. Только в Поэме на разрушение Лиссабона 1756 Вольтер порывает с философским оптимизмом Лейбница Попа Шефтсбери и подвергает его резкой критике.

Даже опровергая аксиому Попа все благо в предисловии к Поэме на разрушение Лиссабона, Вольтер называл стихи английского поэта бессмертными и объяснял триумфальный успех французского перевода Опыта о человеке нападками враждебной Попу критики, только усилившей интерес к поэме, порицаемой по словам Вольтера толпой теологов.

64

Ломоносов и Поповский нашли в поэме А. Попа талантливое изложение близких им идей, характерное для ранней стадии европейского Просвещения, в том числе и представление о боге как первом толчке, великом часовщике, или еще иначе изначальном пункте во всеобщей цепи существ и явлений.

Один из важнейших принципов просветительской идеологии 17201740-х годов идея непрерывного общественного и умственного прогресса лежит в основе всех построений философской поэмы А. Попа. Поп, действительно, подобно естествоиспытателю школы Локка и Ньютона, исследует человека как особое явление в жизни земного шара. Это исследование приводит его прежде всего к отрицанию той точки зрения, которая утверждала, что природа создана богом для человека:

Спроси кого: почто светил несчетный строй И днем и ночью луч на нас бросает свой Почто сотворены земля, моря, дубровы, Приятности везде показывая новы Людская гордость сей на то дает ответ: Для одного меня от бога создан свет, Все дары для меня натура изливает, Без скудости дает, трудится и рождает

Все служит для моей то пользы лишь одной.

Приведя эту полную самодовольства и самовосхваления речь человека, уверенного в том, что вселенная создана для служения его потребностям, А. Поп противопоставляет ему свой взгляд на человека как на часть природы.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика