Синода
категорически
сопротивлялась публикации поэмы А. Попа, та непримиримость, которую проявил
Ломоносов в этой борьбе все это говорит о том, что идейное содержание поэмы
Попа было необыкновенно близко Ломоносову, являлось в значительной мере
выражением
его собственных взглядов.
1740-е годы первая половина
1750-х это кульминационный пункт общеевропейской популярности А. Попа как
поэта-философа. Популярность эта объясняется тем, что в Опыте о человеке
талантливо и живо излагался деистический взгляд на мир, а человек трактовался
в духе философского оптимизма Шефтсбери. Для просветительской мысли первой
половины XVIII в. характерна вера в предустановленную гармонию, в конечное
торжество добра над частными проявлениями мирового зла. Вольтер развитию этих
идей посвятил свою философскую повесть Задик 1748. В Поэме об естественном
законе 1751 он прославляет Попа и отчасти подражает его Опыту о человеке, он
пишет об английском поэте:
Он яркий
пламенник внес в
бездну бытия, И только у него познали мы себя.
В
Опыте о человеке
представители разных направлений просветительской мысли первой половины XVIII
в. находили ответ на самые
существенные общественно-философские вопросы времени. Только в Поэме на
разрушение Лиссабона 1756 Вольтер порывает с философским оптимизмом
Лейбница Попа
Шефтсбери и подвергает его резкой критике.
Даже опровергая аксиому Попа все
благо в предисловии к Поэме на разрушение Лиссабона, Вольтер называл стихи
английского поэта бессмертными и объяснял триумфальный успех французского
перевода Опыта о человеке нападками враждебной Попу критики, только усилившей
интерес к поэме, порицаемой по словам Вольтера толпой теологов.
64
Ломоносов и
Поповский нашли в
поэме А. Попа талантливое изложение близких им идей, характерное для ранней
стадии европейского Просвещения, в том числе и представление о боге как первом
толчке, великом часовщике, или еще иначе изначальном пункте во всеобщей цепи
существ и явлений.
Один из важнейших принципов
просветительской идеологии 17201740-х годов идея непрерывного общественного и
умственного прогресса лежит в основе всех построений философской поэмы
А. Попа.
Поп, действительно, подобно естествоиспытателю школы Локка и
Ньютона, исследует
человека как особое явление в жизни земного шара. Это исследование приводит
его прежде всего к отрицанию той точки зрения, которая утверждала, что
природа создана богом для человека:
Спроси кого:
почто светил
несчетный строй И днем и ночью луч на нас бросает свой Почто сотворены
земля, моря,
дубровы, Приятности везде показывая новы Людская гордость сей на то дает
ответ: Для одного меня от бога создан свет, Все дары для меня натура изливает,
Без скудости дает, трудится и рождает
Все служит для
моей то пользы
лишь одной.
Приведя эту полную
самодовольства и самовосхваления речь человека, уверенного в том, что
вселенная создана для служения его потребностям, А. Поп противопоставляет ему
свой взгляд на человека как на часть природы.