serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 38


Коль чудна связь вещей, и коль союз великий,

Что начинайся от самого Владыки,

Объемлет существа небесных и земных,

Лик ангельский, людей, зверей, птиц, рыб морских,

Гадов и червяков, и насекомых роды,

Которым нет числа обилием природы

О цепь которая обнять ни глаз простой,

Ни оптика очес не может остротой,

От бесконечного и бывшего до века

Распростирается она до человека;

От смертных, наконец, в сплетении своем

В даль продолжается, и кончится ничем.

Лишь мы места свои оставить покусимся

65

И верхние занять безумно устремимся: То все те существа, котяры ниже нас, Мест наших восхотят достигнуть тот же час. А инка в сей цепи пустое б место было, Которое бы весь союз сей прекратило; Где если хоть одну отнимет только часть, То равновесию всему тогда пропасть, И вся великая связь тотчас распадется, Как если хоть звено едино перервется: Хоть часть десятая, хоть тысячно б была, Хотя б для малости, казалась вне числа.

Установив, таким образом, место человека в природе, определив пределы его возможностей как существа физического, Поп переходит к исследованию человека как существа нравственного и его положения в обществе.

Исходный пункт поэтического исследования признание противоречивости поведения, а следовательно, и определяющей это поведение противоречивой природы человека:

Страстей и мнений смесь на страстной сброд походит, Он сам себя в обман ведет, и сам выводит. Родился, чтоб теперь взлететь на вышину, Но после вдруг упасть стремглав во глубину. Он твари всей слуга, и все ему подвластно; Он истинный судья, и он же лжет всечасно. Всегда жестока брань ведет с собою сам, Загадка естества, честь, слава, стыд и срам. 8

Такая противоречивость человека объясняется, по мнению А. Попа, борьбой в человеке эгоизма любви к самому себе и разума. Разум это сдерживающее начало по отношению к страстям, в которых Поп видит, однако, не только плохое, но и хорошее:

Хотя сливаются они так многократно, Что нашему уму быть мнится непонятно Назначить место, где берет начало грех, Где добродетели свой скончевают бег. Толь разность кажется мала меж обеими, Толь сходство напротив великое меж ими

Что с черным белое смешается в одно, И разным образом сто раз разведено; Возможно ль заключить кому по сей примете Что нет ни черного, ни белого на свете3-

66

Подобно богу, контролирующему сохранение равновесия в природе, разум наблюдает за сохранением равновесия в нравственном мире человека, а следовательно, и в обществе. Умеренный, пассивный стоицизм, 3 который проповедует А. Поп, характерен для

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика