serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 39


начальной эпохи европейского Просвещения, когда роскоши и карьеризму аристократии противопоставляется добродетельная честность и довольство малым как отличительная черта третьего сословия. Это само по себе уже не могло не импонировать Ломоносову и Поповскому. Кроме того, А. Поп убежденный сторонник естественного равенства и зло высмеивает тщеславие родовитых бездельников:

Чин, титул, чести знак, царь может дать удобно.

Царь временщик его то сделает способно.

Твой род за тысячу пусть происходит лет,

И от Лукреции начало пусть ведет,

Но из столикого прапрадедов народу

Лишь теми ты свою показывай породу,

Которые в себе имели бодрый дух,

И удивили свет величеством заслуг

Когда ж твой будет род старинной, но бесславной,

Не добродетельной, бездельной и злонравной,

То хоть бы он еще потопа прежде жил,

Но лучше умолчать, что он весь подлой был,

И не внушать другим, что чрез толика время

Заслуг твоих отнюдь не показало племя.

Кто сам безумен, подл и в лености живет,

Того не красит род, хотя б Говард был дед. 22

В условиях засилья церковников и гонений на науку поэма А. Попа, несмотря на половинчатость и умеренность его социально-политических и философских позиций, оказалась действенным орудием в борьбе русских просветителей за свободу мысли, за высвобождение науки от опеки церкви.

 

3

Поэтическое восприятие бога как талантливого мастера позволило Ломоносову найти почву, на которой возможно соприкосновение между богом и человеком. Такое уподобление

67

человека богу возможно, по Ломоносову, в акте созидания, в работе, в творении.

Мир для Ломоносова, как для Фауста, начался с деяния. С дела, с работы, с творческого усилия начинается для него и история. Так космогония и социология в поэзии Ломоносова получают однородный характер, а человек, с наибольшей полнотой воплотивший созидательную стихию жизни, поэтически приравнивается к богу. Это поэтическое обожествление, богоуподобление человека в творчестве Ломоносова оформляется впервые в Собрании сочинений 1751 г. , в одах и надписях, посвященных Петру Великому.

Именно в ходе доработки и окончательного редактирования текстов этого сборника Ломоносов выработал формулу Петр бог, до него в русской поэзии не существовавшую.

Обычно, когда имеется в виду этот поэтический апофеоз Петра у Ломоносова, то приводится строка о Петре I из оды 1743 г. На тезоименитство Петра Федоровича: Он бог, он бог твой был, Россия. . . .

Какие у нас основания предполагать, что эта поэтическая формула появилась у Ломоносова только в ходе работы над сборником 1751 г. , а не раньше

Здесь мы снова сталкиваемся с необходимостью заниматься реконструкцией ранней, неизвестной, или известной только частично, оды, впервые в полном виде напечатанной в Собрании сочинений 1751 г. В Риторике 1748 Ломоносов привел только две строфы из этой оды, в несколько иной редакции, чем в тексте Собрания сочинений 1751 г. , все остальные известные нам доработки, относятся к последней стадии подготовки ее к

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика