serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 41


В первой надписи тема божественности Петра получила окончательное идейное и словесное выражение в печатном тексте издания 1751 г. в рукописи самая ответственная строка ее звучала еще чуть-чуть иронически, без должного пафоса:

Рукопись

 

И, словом, се есть Петр, отечества отец. Домашнее божество Россия почитает, И столько алтарей пред зраком сим пылает, Сколь много есть ему обязанных сердец.

Издание 1751 г

 

И, словом, се есть Петр, отечества отец. Земное божество Россия почитает, И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.

 

Замена домашнего божества, т. е. чего-то условно-литературного, напоминающего о ларах и пенатах античной поэзии, земным божеством, кроме того, что устраняла логическое несоответствие зачем всей России почитать домашнее божество, сообщала самой мысли иную, величественную масштабность. И здесь, как в оде 1743 г. , решающее уточнение было внесено в корректуре.

Четвертая надпись как бы поясняет смысл предпринятого поэтом возвеличения Петра I. Тут надо было считаться с возможною критикою со стороны церковных ортодоксов, которым не могло понравиться свободное обращение Ломоносова с самою темою божественности человека.

Ломоносов принял все необходимые предосторожности: у него в оде богом Петра называют Минерва и Марс, языческие божества и, по их словам, Петр находится выше звезд, среди героев истории и мифологии. Символический и гиперболический характер уподобления Петра богу подчеркнут тем, что оно исходит не прямо от поэта, дается не в авторской речи, а в реплике персонажей, да еще мифологических, чем еще более подчеркнута литературность этой гиперболы. 70

В четвертой надписи к статуе Петра I Ломоносов разъясняет читателям своего сборника, как им следует понимать поэтический апофеоз Петра-бога:

Изваянным образам, что в древни времена Героям ставили за славные походы, Невежеством веков честь божески дана, И чтили жертвой их последовавши роды, Что вера правая творить всегда претит. Но вам простительно, о поздые потомки, Когда, услышав вы дела Петровы громки, Поставите алтарь пред сей геройской вид; Мы вас давно своим примером оправдали: Чудясь делам его, превысим смертных сил, Не верили, что он един от смертных был, Но в жизнь его уже за бога почитали.

Уподобив героя русской истории и создателя, творца новой России богу, Ломоносов установил для своей поэзии идеальную норму высокого, которой он подчинил и конкретные политические оценки в своих одах и собственно литературную сторону, решение проблем поэтического стиля.

Но и Петр и бог в системе и координации образов Ломоносовской поэзии не оставались неизменными. Эволюция этих образов в их соотнесенности помогает понять идейное развитие Ломоносовской поэзии высокого.

Вслед за Собранием сочинений 1751 г. , где поэтический апофеоз Петра достигает наивысшей степени, возникает продолжительная пауза в развитии петровской темы в поэзии Ломоносова. 24 Вновь тема Петра возникает в одах Ломоносова конца 1750-х начала 1760-х годов сначала в связи с Семилетней войной, а затем как отклик на перемены на российском престоле.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика