serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 43


И меч против врагов простер. Тобой цветет мой град любезный, Метрополь славный и полезный,

Но будет выше древних див

Пределы ты распространила,

Его благословенна сила

Поставит, вечно утвердив.

 

Благосклонное отношение духа Петрова к Елизавете в оде, посвященной екатерининскому перевороту 28 июня 1762 г. , сменяется беспощадным осуждением, которое изрекает тень великая, т. е. призрак Петра I, своему тезоименитому внуку. 26

Не мрак ли в облаках развился Или открылся гроб Петров Он, взором смутен, пробудился И произносит глас таков: Я мертв терплю несносна рану На то ли вселюбезну Анну27 В супружество я поручил, Дабы чрез то моя Россия Под игом области чужая Лишилась власти, славы, сил На толь, чтоб все труды несчетны И приобретены плоды Разрушились и были тщетны И новы возросли беды

 

Эволюция образа Петра в творчестве Ломоносова, связанная с общим ходом идейного развития поэта, представляется движением от идеала к истории. Вместо символа человеческого могущества, богоравного героя, Петр превращается в конкретно-историческую фигуру просвещенного монарха, в историческое воплощение просветительской утопии.

Не только Петр теряет свою божественность в Ломоносовских одах конца 1750-х начала 1760-х годов, приобретая 73

более человеческие черты и свойства; меняется у Ломоносова и поэтический образ бога.

В 1740-е годы в поэзии Ломоносова богу были отведены оды духовные, в одах похвальных он выступал только как вдохновитель и свершитель елизаветинского переворота. Переворот этот, принципиально ничем не отличавшийся от предшествовавших ему перемен на российском престоле во второй четверти XVIII в. , получает у Ломоносова высокое оправдание как воплощение воли создателя и устроителя мира. Божественное вмешательство придает нелегитимному акту высшее значение, превращает его в событие, равное в пределах поэтической условности одному из деяний, сопровождавших сотворение мира:

Уже народ наш оскорбленный В печальнейшей нощи сидел. Но бог, смотря в концы вселены, В полночный край свой взор возвел, Взглянул в Россию кротким оком И, видя в мраке ту глубоком, Со властью рек: Да будет свет. И быть О, твари Обладатель Ты паки света нам Создатель, Что взвел на трон Елизавет. 28

На день восшествия на престол

Елизаветы Петровны, 1746 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика